Меня зовут Лисицкая Анна. Моя родина — Беларусь. Это страна, которая всегда заботится о благосостоянии своих граждан.
Спокойно живёт моя семья, спокойно я хожу в школу, занимаюсь своими делами. Я родилась в мирное время. Не знаю ужасов войны, не знаю, как прятаться от воя сирены, от гула военного самолёта. Я всегда любуюсь красотой нашей природы, летнего неба, осеннего леса, весенних разливов…
Но так было не всегда. Детство моих прабабушки и прадедушки было другим. Оно выпало на суровые годы Великой Отечественной войны. И я пытаюсь сегодня передать те чувства страха и ужаса, которые им пришлось пережить. Воспоминания моих родственников глубоко взволновали и потрясли меня. Великая Отечественная война стала одним из самых тяжёлых испытаний в жизни всего нашего народа. Миллионы детей, родившихся в предвоенное время, были вынуждены наравне с взрослыми ощутить тяготы и испытания военного времени. Боль, слёзы, фашистское рабство, потеря родных и близких, голодное существование — это всё стало составляющим детей войны. У каждого ребёнка войны разные судьбы, но в тоже время их связывает общая беда — война.
В один миг 22 июня 1941 года закончилось детство у всех малолетних граждан Советского Союза. По известной всем статистике, Великая Отечественная война унесла около двадцати семи миллионов жизней. Из них около десяти миллионов — солдаты, остальные — старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы войны. Она искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни. Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…
Холокост — это трагедия не отдельного нарoда, а трагедия всего мирa. Холокост (с греческого «всесожжение») — массовое уничтожение евреев посредством газа и огня. Геноцид — действия по уничтожению этнических общностей. Кaк мы видим, эти понятия объединяет ключевое словo — уничтожение людей.
Это словосочетание приобрело актуальность накануне Второй мировой войны. В своём основополагающем труде «Mein Kampf» Адольф Гитлер «разделил» народы на полноценные и неполноценные. К неполноценным отнёс людей еврейской и цыганской национальностей, всех славян. Эти народы, по мнению Гитлера, не имели права на существование.
Белорусов хотели поставить на колени, заставить служить, превратить в бесплатную рабскую силу.
Счёт к фашистам и их пособникам огромный. Я уверена, что расследование в рамках возбуждённого Генеральной прокуратурой уголовного дела о геноциде населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период дополнит список потерь многострадального белорусского народа.
Геноцид — это карательные операции и тысячи уничтоженных в огне деревень, лагеря смерти, гетто и другие места принудительного содeржания, показательные казни мирных людей.
Из воспоминаний моего дедушки я знаю, что, проводя массовое истребление населения на территории Лельчицкого района, особую жестокость фашисты проявили к еврейской семье, руководителю пригородного хозяйства Янкеля Хаимовича и его жене Шифры Готлибов. Семья на то время проживала в Лельчицах, но очень хорошо была известна жителям деревни Липляны. Готлибы выращивали бахчевые культуры. В то время баклажаны, арбузы и помидоры для наших земляков были дивным чудом. За большим сельскохозяйственным угодьем помогали ухаживать их малолетние дети и наши односельчане. Выращенные овощи поставлялись на продажу в Ленинград. Оттуда Готлибы привозили фабричную пряжу, красители для тканей, головные уборы. Многим сельским модницам Готлибы шили городские наряды из привезённой ткани.
Накануне Великой Отечественной войны старший сын Готлибов был призван в ряды Советской армии. С родителями оставались двое младших детей: дочь Ханна (1925 г.р.), которую назвали в честь бабушки по отцовской линии, и сын Моисей (1929 г.р.), которого по-деревенски называли Муся. Жители Липлян вспоминают о невероятной красоте Ханны Готлиб.
Семья Янкеля Готлиба сбежала из Лельчиц в деревню Липляны и искала убежище у сельчан. Около месяца удавалось скрываться от карателей.
Из воспоминаний местных жителей:
«Яшчэ хаты стаялі. Ды яны прыходзілі да людзей, хаваліся. А людзі не хацелі, бо найдзе і цябе застрэляць. Хрысціна Лось іх хавала. Пяцёра дзяцей у яе было. Яшчэ адзін дзень пабылі б, маці так гаварыла, ужо гэтых паліцаяў потым пазабіралі б з нашай вёскі» (Лідзія Дрэвіла); «Як гэтыя сталі немцы, яны спачатку хаваліся. Дождж вялікі ішоў. Маці (Валянціна Сечка) прасіла застацца ў «куране», а Янкель не захацеў. Сказаў, што пойдуць у хату пад Ельем» (Клаўдзія Лось).
Гибель семьи Готлиб жители деревни Липляны связывают с действиями полицаев. Согласно одной из версий, последние были местными, согласно другой — уроженцы деревни Дуброва. Но точно известно одно: Готлибов расстреляли. Карательный отряд войск СС, который уничтожал евреев в г.п. Лельчицы в начале сентября, в конце месяца уже изменил место дислокации. В то самое время в горпосёлке создавалось гетто, куда бы Готлибы, несомненно, попали при последнем варианте развития событий. Но всё произошло неожиданно: преследователи догнали семью в лесу около Лельчиц. На том же месте заставили копать могилу и расстреляли.
Из воспоминаний очевидцев:
«Маці бачыла, як іх вялі, як расстрэльвалі. Усё бачыла. З вёскі нашай паліцаі расстрэльвалі іх. Яны самі сабе магілу капалі. Маці казала, што яны глядзелі праз галінкі дрэў. Дарослых расстралялі, а дзяўчынка і хлопчык упалі туды ў ямку, проста як жывыя. Мабыць, не вытрымалі такога жаху маленькія дзіцячыя сэрцы» (Лідзія Дрэвіла).
История семьи Готлиб останется в памяти жителей нашей деревни. В пятидесятые годы прошлого столетия старший сын поставил на месте расстрела памятник, сделав такую надпись: «Погибли. Сентябрь 1941 г. Готлиб Я.Х., Готлиб Х.Я, Готлиб Ш.А., Готлиб М.Я. Всегда скорблю и помню. Ваш сын и брат». Памятник семьи Готлиб — это напоминание о трагических страницах войны, связанных с судьбами детей. И мы это свято чтим. Учащиеся школы, односельчане всегда стараются облагородить захоронение.
Анна Лисицкая, учащаяся Липлянской средней школы.