Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну семью. В каждой есть свои герои, о которых помнят. Семья Василия Косинского из Жмурного не является исключением.
Сведений об отце Василия Николаевича, родных братьях и сестре главы семьи не так много, но они есть. И это повод, чтобы в очередной раз вернуться в то время, 1941-1945 годы, прочувствовать все фашистские зверства и одновременно гордость за то, что белорусский народ по-настоящему предан своей Родине, сражался до последней минуты жизни, чтобы поколение сегодняшнего времени жило под мирным небом.
До войны отец Василия Николаевича — Николай Григорьевич — работал мастером леса в Жмурном, сплавлял лес в Украину. Позже трудился бригадиром в колхозе. Являлся комсомольцем. Очень любил музыку. Много инструментов сделал своими руками. По воскресеньям возле дома музыканта собирались сельчане и устраивали вечерние посиделки.
Мирную жизнь всех советских людей нарушила война. Василию Косинскому тогда было два года. Вот, что он рассказывает о своём отце:
— В первые дни войны отца призвали в Лельчицкий военкомат. Его оставили в подполье. Немцы прибыли в деревню на третий день войны. В 1942 году полицаи организовали из местных людей отряд. Сколько раз отца грозились убить! Но он не вступал. Был предан своей малой родине. Объяснял землякам, кто такие «полицаи», призывал не поддаваться на их уговоры и провокации. Очень не нравилась немцам информация, которую отец передавал сельчанам: «Фашисты не взяли Москву! Нечего бояться». В 1943 году он снова объявил людям, что Сталинград не взят. Тогда два немца и два полицая поймали отца в поле в районе Лохницы и повели на расстрел. Вели около бабушкиной хаты. Бабушка пыталась его спасти, но они ударили её. Повели связанного отца на другой конец деревни, чтобы приговорить к смерти. Его тесть жил в центре села. Двор у него был загорожен двухметровым деревянным забором. Он открыл калитку, схватил отца за одежду, затянул и закрыл на замок. Немцы начали стрелять, но они успели убежать в лес. Через несколько дней отец бабушки вернулся. Полицаи подъехали на коне к забору. Высматривали трое суток, а потом его убили.
Тесть отца упал в болото. Не давали немцы неделю его хоронить. Сказали, дадут разрешение, когда придёт Николай. Он не пошёл. Труп через неделю украли и всё-таки похоронили.
Отец мой не показывался в деревне. Сделал курень в лесу и жил там. В 1943 году спалили всю деревню, и его семья перешла к нему.
Однажды прибилось к нам стадо коров. У нас стоял отряд Сабурова. Отец пошёл туда, чтобы те забрали скот. Партизаны за это дали отцу винтовку и коня. Он наблюдал за порядком, снабжал партизанский отряд людьми. В 1944 году, когда шло освобождение Беларуси, его поставили председателем колхоза в Забродье. Жена отца тогда спросила: «На ком ты будешь строить колхоз? Всех угнали в Германию. Осталась одна моя семья. Иди на фронт». Отец ушёл и больше не вернулся. Он погиб при взятии Берлина 25 апреля 1945 года. Похоронен в братской могиле в г. Бад-Фрайенвальде.
Николай Григорьевич Косинский — из многодетной семьи. Его братья и сестра также принимали участие в Великой Отечественной войне.
Брат Иван до войны работал в колхозе в Осенском главным бухгалтером. Его забрали по призыву на службу. Получил звание офицера. В войну попал в Брестскую крепость. Пропал без вести.
Брата Василия в партизанский отряд не взяли, была сломана рука. Хотя он был ростом до двух метров, много силы имел. Спустя время ему пришло указание: отправляться делать танки в Нижний Тагил. Там было непросто, не кормили, поэтому подрабатывал на рынке. Рвался на фронт. Начальник завода через время отпустил его на войну. Он ушёл. Василий долго числился без вести пропавшим. Через время его детям стало известно, что он похоронен возле Польши.
Леонид — самый младший брат Николая Григорьевича. Во время войны служил в партизанском отряде Фёдорова, который дислоцировался около Марковского в Белых Берегах. Погиб в Украине в посёлке Сухоезжий. Об этом рассказали его сослуживцы.
Сестра Екатерина до войны училась на медсестру. Попала в отряд Сабурова. Находилась там до 1944 года. Затем была демобилизована. После окончания войны с мужем направлена на борьбу с бандеровцами в Украину. Её супруг через месяц погиб. Она осталась с двумя сыновьями. В живых её уже нет.
Непростые судьбы и жизнь людей 30-40-х годов прошлого столетия. Они не виноваты, что на их долю выпала такая страшная участь. Но вынесли, вытерпели они её достойно. Показали пример патриотизма всему миру.
Война закончилась давно. Но мы не должны забывать о тех страданиях, которые пережили люди. Мы, потомки победителей, должны чтить память воинов-освободителей. Такие воспоминания необходимо сохранять и рассказывать нашим детям во имя того, чтобы подобная трагедия больше никогда не повторилась на родной земле.
Юлия ХУК.
Фото из семейного архива.