О заслуженном отдыхе — от компетентного собеседника, начальника управления по труду, занятости и социальной защите Лельчицкого райисполкома Аллы Митько.

— Алла Владимировна, вопросы относительно порядка назначения пенсии очень актуальны. Давайте поговорим именно на эту тему. Скажите, чем регулируется порядок обращения за назначением пенсии?

— Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О  пенсионном обеспечении» (далее — Закон) и Инструкцией о  порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению пенсий, утверждённой постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.07.2019 г. №35 (далее — Инструкция).

— С чего начинать и куда обращаться работающему гражданину для оформления документов на пенсию?

— Работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы.

На каждом предприятии (учреждении, организации) определён работник, ответственный за подготовку документов для назначения пенсии и своевременное представление их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. Как правило, это специалисты отдела кадров.

Работодатель обязан своевременно оформлять документы, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение. В нашем районе таким органом является управление по труду, занятости и социальной защите Лельчицкого райисполкома (далее — управление по труду).

Какой порядок обращения за назначением пенсии для неработающих граждан?

— Неработающие граждане заявление о назначении пенсии и необходимые документы подают непосредственно в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по месту жительства гражданина, подтверждённому регистрацией. В данном случае документы, необходимые для назначения пенсии, собираются самим заявителем. Для предварительного консультирования можно обратиться в управление по труду.

Какие документы необходимы для назначения пенсии?

— В зависимости от вида пенсии (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца) требуется разный комплект документов. Обязательным для назначения любого вида пенсии является документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство (паспорт, вид на жительство), а также документы, подтверждающие стаж работы (трудовая книжка) и периоды, засчитываемые в общий стаж(например, военный билет, диплом об обучении на дневной форме получения образования, свидетельство о рождении детей и другие), сведения о заработной плате.

Остальные документы определяются в зависимости от конкретной ситуации и вида пенсии (например, для женщины — это свидетельство о заключении брака, свидетельство (решение суда) о расторжении брака и другие).

В какой срок до достижения общеустановленного пенсионного возраста необходимо начинать собирать документы на пенсию?

— С целью более качественной и полной подготовки документов, а также истребования недостающих документов, управление по труду рекомендует работодателям осуществлять предварительную подготовку документов для назначения пенсии в течение года до приобретения работником права на пенсию.

Неработающим гражданам мы также рекомендуем заранее про-анализировать свою трудовую деятельность и позаботиться о сборе необходимых документов.

Это обусловлено тем, что наши граждане в течение своей трудовой деятельности работали не только за пределами района, но и за пределами республики. И для того, чтобы запросить недостающие документы, необходимо время. Ответы на запросы, особенно если работа проходила за пределами республики, могут быть получены спустя длительное время (от месяца до полугода). Эта же ситуация возможна в некоторых случаях при назначении пенсии женщинам, если брак был заключён за пределами Республики Беларусь и имела место неоднократная смена фамилии.

Управление по труду, в случае необходимости, оказывает гражданам содействие в получении необходимых документов. Для того чтобы определить, какие конкретно документы надо собрать либо запросить, можно обратиться в управление по труду к специалистам по назначению пенсий.

— Когда подаётся заявление о назначении пенсии по возрасту?

— День возникновения права на пенсию по возрасту — день достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста (в 2024 году: мужчины — 63 года, женщины — 58 лет).

Инструкцией определено, что приём заявления о назначении пенсии осуществляется на дату возникновения права на пенсию либо позже. При этом пенсия по возрасту назначается со дня подачи заявления о назначении пенсии, но не ранее даты достижения гражданином общеустановленного пенсионного возраста.

С целью более качественного анализа документов, направления дополнительных запросов (при необходимости), своевременного назначения пенсии нашим управлением практикуется приём документов за месяц до возникновения права на пенсию.

В какой срок рассматриваются документы для назначения пенсии, и с какой даты назначаются пенсии?

— Пенсии назначаются со дня обращения (при наличии права), кроме случаев, когда пенсия назначается с более раннего срока (по инвалидности, по случаю потери кормильца) (статья 80 Закона).

Заявление о назначении пенсии и необходимые документы рассматриваются в срок, предусмотренный частью первой статьи 78 Закона, то есть не позднее 10 дней со дня приёма заявления со всеми необходимыми документами.

Если к заявлению приложены не все документы, то для назначения пенсии с даты обращения с учётом недостающих документов, они должны быть предоставлены не позднее месячного срока со дня получения уведомления о необходимости их предоставить. В случае, когда недостающие документы не были предоставлены в указанный срок, решение о назначении пенсии (об отказе в назначении) принимается на основании имеющихся в распоряжении управления по труду документов.

При предоставлении недостающих документов после истечения месячного срока перерасчёт пенсии производится с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился с заявлением о перерасчёте пенсии и необходимыми документами.

Как производится выплата пенсии?

— В связи с изменением законодательства, с 1 июля 2024 года изменился порядок выплаты пенсий для граждан г. п. Лельчицы. Пенсионерам, не достигшим возраста 70 лет и не являющимися инвалидами I или II группы, начиная с 1 июля 2024 года, пенсия выплачивается только через банк. Для пенсионеров, проживающих в сельской местности, порядок получения пенсий остаётся прежним (по выбору: через банк или почту).

— Если у граждан возникают вопросы по назначению пенсии, куда они могут обратиться за консультацией?

— По всем возникающим вопросам граждане могут обратиться в управление по труду, занятости и соцзащите Лельчицкого рай-исполкома (г. п.Лельчицы, ул. Советская, 42, каб.113) или по телефонам: 2-24-19, 2-28-16.

Надежда ГУД.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
2

Добавить комментарий

Войти с помощью: