Существенных изменений в системе образования Беларуси больше не будет. Об этом глава белорусского государства Александр Лукашенко заявил на Республиканском педагогическом совете, передает корреспондент БЕЛТА.
Александр Лукашенко в заключение своего выступления на мероприятии озвучил ряд основных требований к системе образования и назвал основные стратегические задачи, которые будут стоять в этой сфере в ближайшее время.
«Мы реформировали образование много лет подряд. Потеряли уже счет реформам, запутали людей. Существенных изменений, как я уже обещал, в системе образования больше не будет. Мы не можем каждый год поднимать, окунать педагогическую общественность, власть, самих себя в реформирование, переналадку, слом и строительство нового в системе образования. Не будем делать, потому что уже немало сделано. Надо остановиться, поработать, сделать соответствующие выводы на том, что мы с вами создали. Там, где нужна будет дошлифовка, мы это сделаем. Дошлифовка всегда нужна будет», — сказал глава государства.
Он подчеркнул, что в стране видят все узкие места в системе образования. «Прежде чем прийти на педсовет, я изучил огромный массив информации, начиная от обращений граждан, данных социологических исследований, заканчивая аналитическими материалами контролирующих органов», — отметил белорусский лидер.
Александр Лукашенко обозначил ключевые направления, по которым нужно будет проводить донастройку. При этом при всех донастройках и инновациях неизменным должен остаться базовый подход — непременно равный доступ к получению образования. «Это — святое!» — подчеркнул белорусский лидер.
О престиже профессии: «Учитель — это человек Президента»
Глава государства убежден, что без престижа, без подъема авторитета учителя, руководства школы нечего говорить об эффективности образования. «Учитель должен быть больше чем святым человеком в школе! Поэтому надо сделать максимум в этом плане. И прежде всего вы должны это сделать, вы (учителя. — Прим. БЕЛТА) должны этого захотеть, а мы (власть. — Прим. БЕЛТА) должны оказать всяческую поддержку. Учитель — это человек Президента. Поэтому 50 процентов вашей нагрузки — это моя нагрузка. Все, что касается темы неблагополучных семей, условий жизни социально уязвимых детей, профилактической и организационной работы, — бросить учителя один на один с этими вопросами мы никому не позволим», — заявил глава государства.
«Никуда не годится, что прокуроры и госконтроль чаще ходят по отдельным школам, чем начальники от образования», — подчеркнул белорусский лидер. Это заявление зал воспринял одобрительными аплодисментами.
Он констатировал, что престиж любой профессии предполагает и достойный заработок. «По зарплатам мы впервые в истории приблизились к средней по стране. Здесь арифметика проста: вы готовите конкурентоспособных специалистов, экономика растет — растут ваши доходы», — сказал Президент.
О патриотизме как фундаменте образования
Александр Лукашенко назвал патриотизм фундаментом образования. «Сделано немало. Мы можем говорить о конкретных результатах: фиксируем высокие конкурсы на военные специальности, видим, как растет интерес молодежи к поисковой работе, студотрядовскому движению и как снижается число выпускников школ, уезжающих учиться за границу», — сказал глава государства.
«Работу надо продолжать. И надо помнить: патриота может воспитать только патриот», — добавил Александр Лукашенко.
О талантах, которые должны оставаться в стране
«Таланты должны оставаться в нашей стране! Работу со способными детьми в школах и вузах необходимо усилить. Цель одна — они должны жить и работать в своей стране», — сказал белорусский лидер.
«В Беларуси в следующей пятилетке создадим образовательный хаб мирового образца, не хуже Гарварда, — заявил Александр Лукашенко. — Например, на базе одного из факультетов БГУ построим самый современный кампус и организуем по полному фабричному циклу высшую школу по какой-то специальности, по другим направлениям и так далее».
О профессиях будущего и искусственном интеллекте
Говоря о профессиях будущего, глава государства отметил слабую работу в направлении развития специальностей, которые находятся на стыке нескольких дисциплин. Например, телемедицина, агрокибернетика, биохакинг.
«Но будем помнить, что искусственный интеллект не заменит вас — живого учителя. Особенно в воспитании навыков адаптивности и нацеленности на будущее», — подчеркнул Президент.
Об экспорте и умении «толкаться локтями»
Александр Лукашенко ориентирует на подготовку в стране специалистов, у которых будут необходимые навыки для успешного продвижения белорусской продукции на внешних рынках.
«Для нас важнейший экономический показатель — экспорт. Это вопрос жизни нашей страны. Экспорт — бренд Беларуси как страны с открытой экономикой. Потенциал экспорта услуг образования используем недостаточно. Почти не готовим специалистов с навыками внешней коммуникации, умеющих толкаться локтями на жестких внешних рынках. А должны. Прямо со школьной скамьи», — сказал Президент.-0-