Лихолетье Великой Отечественной войны оставило неизгладимый след на судьбах людей, их семей и целых народов. По сей день не заживают в памяти очевидцев кровоточащие раны и невыносимая боль, вызванные зверской жестокостью фашистских захватчиков. 80 лет прошло со дня освобождения лагеря смерти «Озаричи». Всё меньше остаётся живых свидетелей тех страшных событий. Екатерина Попкович — одна из них. Родилась Екатерина Семёновна 5 января 1941 года в многодетной семье в деревне Капустино Могилёвской области Кировского района. У её родителей было 11 детей.  С началом Великой Отечественной войны два брата Екатерины один за другим ушли на фронт.  В 1944 году постепенно началось освобождение Беларуси, а территория малой родины Екатерины Семёновны находилась под оккупацией 9-й армии вермахта.

10 марта 1944 года по указанию Гитлера в болотистой местности в Домановичском районе Полесской области (ныне Калинковичский район Гомельской области) неподалёку от населённых пунктов Дерть, Озаричи и Подосинник был создан комплекс концлагерей под общим названием «Озаричи» для размещения в нём всех нетрудоспособных людей из прифронтовой зоны.Жителей Могилёвской, Гомельской, Смоленской и Орловской областей начали поэтапно сгонять и грузить целыми деревнями в товарные вагоны. Согласно архивным данным, в Озаричи было отправлено 9 эшелонов по 60 вагонов в каждом. Из пунктов сбора людей отвозили до станции Рудобелка. Среди их числа была и семья Екатерины, которой на тот момент было три года от роду. Из своего детства она мало что помнит, но в её воспоминаниях сохранились рассказы матери.

По прибытию на станцию, женщины, старики и дети вынуждены были идти пешком до Озаричей. Их гнали по бездорожью с собаками. Было слякотно. Обессиленных и отстающих нещадно били палками, вынуждая идти дальше. Не раз по плечам доставалось и отцу Екатерины. Тех, кто падал и не сумел встать — расстреливали, а трупы сжигали.  Едва волоча ноги, люди бросали узелки с продуктами и вещами, которые успели прихватить с собой. На руках оставались только маленькие дети. Екатерину несла старшая сестра, которой уже было за двадцать. Таким способом её мать, по примеру других женщин, пыталась обезопасить старшую дочь, чтобы немцы не увезли её в Германию — именно так они поступали со многими молодыми девушками. По одной их забирали, а с ребёнком был хоть какой-то шанс остаться среди своих. Самому младшему брату Екатерины Семёновны, Кондратию, на тот момент исполнился всего год. Он не выжил. Ребёнка похоронили по дороге в Озаричи.

Когда люди поняли, что уже прибыли в концлагерь, то даже обрадовались, ведь идти дальше больше не было нужды. Однако болото встретило их леденящим снежным покровом, колючей проволокой с подведенным электрическим током и заминированным периметром. По углам размещались вышки, на которых дежурили  вооружённые наблюдатели. Каждого, кто пытался бежать, расстреливали. Многие подрывались на минах. Находясь в заболоченном мелколесье под открытым небом, без еды и питья, люди начали один за другим умирать от обморожения, истощения, голода. Случалось, что, по замёрзшей матери ползал ещё живой ребёнок.

Вымирали целые семьи. Тысячи окоченевших трупов лежали на талом снегу. Их немцы сбрасывали в кучи. Дальше в ход пошло биологическое оружие: людей намеренно заражали сыпным тифом. Заболела и вся семья Екатерины. По сей день она считает, что их, восьмерых детей, спасла перина, которую родители не выбросили по дороге. Одним из немногих, им удалось выжить. 

— Мать вспоминала, что вид у нас был жалкий: обуты и одеты слабо, а из-за голода были настолько тощие, что сквозь кожу, казалось, просвечивались кости, — рассказывает Екатерина Попкович.

Узники старались ютиться на кочках подальше от наблюдательных башен и, спасаясь от голода, ломали и жевали ветки, собирали и глотали сосновую иглицу, заедая снегом. В какой-то определённый день из кузова грузового автомобиля немцы бросали твёрдый горький хлеб из берёзовых опилок и овсяных отрубей. Старшие сёстры Екатерины, подростки по 10-12 лет, пытались протолкнуться сквозь толпу и ухватить хоть кусочек, который потом делили на всех. Ослабленная тифом, их мать следом заболела малярией, но каким-то чудом она осталась в живых.

— Думаю, что только страх за нас восьмерых и вера в Бога помогли ей не сдаться и перебороть в тех условиях без лекарств такую тяжёлую болезнь, — рассуждает Екатерина Семёновна.

10 дней находились узники в Озаричах. За это время погибло около 20 тысяч человек. Никто уже не надеялся на спасение. В ночь на 19 марта 1944 года германские войска отошли на подготовленную линию обороны по реке Тремля, оставив концлагеря на нейтральной полосе. Утром на территории концлагеря «Озаричи» появились бойцы Красной Армии. Из лагерей были освобождены 34 110 человек, из них— 15 960 детей в возрасте до 13 лет, в том числе 517 сирот, 13 072 женщины и 4448 стариков.

После освобождения, семью Екатерины привезли в Калинковичи. В 1945 году там ещё шли боевые действия, были обстрелы. Убегая, дети разбрелись по лесу, прятались в окопах. К счастью, все нашлись, семья воссоединилась. Сама Екатерина Семёновна помнит, как целыми семьями они прятались в доме, где была русская печка, именно на ней отогревались дети.

Когда война закончилась, отец Екатерины отправился на родину в Капустино. Там он узнал из рассказов очевидцев,  что, когда проводилась операция «Багратион», их дом разобрали на блиндажи. Возвращаться было уже некуда. Как многодетной семье, родителям Екатерины выделили среди леса постройку. Это был дом без окон, без дверей. Для большой семьи началась новая жизнь с нуля.

— Родители наши были неграмотные, устроиться куда-то на работу было сложно. Неподалёку от нашего дома находился смолзавод, где осуществлялась заготовка сосновых пней, из которых добывали смолу, производили скипидар, дёготь. Я помогала отцу носить баки, — вспоминает Екатерина. — Жили бедно, но держали корову, свиней и кур. В 1947 году у матери родилась ещё одна дочь, а нам пришла пора идти в школу. Документов у нас никаких не было. Когда оформляли, возраст нам определяли по внешнему виду. Так меня записали как рождённую в 1942 году, то есть на год младше. В школу брали с 7 лет. Но мне очень хотелось научиться читать и писать. Помню, просто взяла свои документы, затёрла двойку в дате рождения и исправила на ноль, чтоб иметь возможность учиться. Вот так в 1948 году я пошла в школу, как сейчас помню, босиком, — не сдерживая слёз, делится Екатерина Семёновна.

Екатерина училась на 4 и 5, но после окончания школы в 1958 году получать образование не решилась, т.к. понимала, что семья большая, мама домохозяйка, а отцовской пенсии на её учёбу не хватит. Сестра предложила Екатерине переехать к ней в Осиповичи. Там она устроилась на стройку разнорабочей, а заодно присматривала за племянниками. Екатерина Семёновна проработала там 2 года. Как-то приехала она в Калинковичи в отпуск и встретила подругу, студентку Могилёвского медучилища. После беседы с ней, загорелась попробовать поступить туда же. Рискнула и поступила на фармацевтическое отделение. Будучи активной студенткой, увлекалась спортом, посещала лыжную секцию.

В 1963 году Екатерина закончила медучилище и была распределена на практику в Красный берег в сельскую аптеку, а через полгода перевелась на должность фармацевта в государственную аптеку в Лельчицы. Со своим будущим мужем Борисом она познакомилась здесь же. 22 мая 1966 года они поженились. В браке у них родились две дочери: Ольга и Елена. В 1987 году супруги с детьми переехали на Север, где они прожили 15 лет. Там, в возрасте 23 лет, трагически погибла их дочь Елена. Екатерина проработала на Севере фармацевтом до самой пенсии, является ветераном труда.  Их старшая дочь Ольга живёт в Мозыре, работает преподавателем в политехническом колледже. Родителям она подарила двух внуков.

Екатерина Попкович пережила потерю родителей, дочери, племянников, один из её братьев погиб на войне. На её пути было немало чёрных полос, но на жизнь она не жалуется:

— Бог подарил мне тогда, в Озаричах, шанс выжить. И я стараюсь не растратить этот шанс впустую. Я не пью, не курю, веду здоровый образ жизни, люблю красивую музыку. Раньше очень много читала, но сейчас из-за потери зрения не имею такой возможности. Муж полностью разделяет моё отношение к правильному образу жизни, много читает. Когда мы с ним жили на Севере, нас даже приглашали на телевидение, спрашивали, в чём секрет супружеского счастья. Как и тогда, я считаю, что нужно уметь ценить, что имеешь, уступать друг другу, решать любые конфликты мирно, не сквернословить. Нынешней молодёжи хочется дать совет от души: заботьтесь о здоровье, развивайте таланты, больше читайте и, самое главное, берегите мир на родной земле.

Наталья ПЕРЖЕНИЦА.
Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: