Сначала Польша заблокировала украинское зерно, теперь перевозку. Что следующее?
Блокада украинской границы со стороны польских дальнобойщиков длится около двух месяцев. 6 ноября перекрыли проезд для грузовиков из-за пограничных переходов в Дорогуске, Гребенном и Корчевом. А позже польские водители уже при поддержке фермеров, имеющих свои претензии к польскому правительству и украинским аграриям, начали блокаду Медыки.
Сейчас среднее время ожидания пересечения польско-украинской границы составляет около 130 часов, в очередях на границе застряло более 4000 грузовиков. Холод, отсутствие элементарных бытовых условий, заканчивающееся топливо делают ситуацию более чем драматичной. Пока работают пункты пропуска в Нижанковичах и Зосине, но не исключено, что и они также будут заблокированы.
Протестующие пропускают по четыре машины в обоих направлениях каждый час. Польские СМИ утверждают, что транспорт, перевозящий свежие продукты, гуманитарные и военные грузы, проезжает без задержек. Но это слабое утешение для водителей тысяч машин, стоящих в очередях. Тем более, что какой груз гуманитарный, а какой нет — решают участники пикетов. Польская полиция остаётся только наблюдателем.
Время идёт, а протесты польских перевозчиков только усугубляются. В конце концов и новоизбранные депутаты польского Сейма обратили внимание на заблокированные пункты пересечения границы и пробки из грузовиков, которые уже видны из окон варшавских кабинетов, а также убытки польских предпринимателей-экспортёров.
Главное требование польских перевозчиков — вернуть спецразрешения для украинских перевозчиков. Решение, принятое Еврокомиссией (естественно, «за» голосовала и Польша, и Словакия, и Венгрия) об отмене ограничений для украинского транспорта, действует до 30 июня 2024 года. Это сделали из-за полномасштабной войны в Украине: когда закрылись аэропорты и морские порты, только железнодорожный и автомобильный транспорт стал спасением для оборонки и экономики Украины. Об отмене такой «привилегии» для украинцев, вполне резонно, не хотят слышать ни в Киеве, ни в Брюсселе.
Заседание Совета Европейского Союза по транспорту, телекоммуникациям и энергетике в Брюсселе, естественно, не оправдало надежд поляков на пересмотр соглашения между Евросоюзом и Украиной по автомобильным перевозкам грузов. Комиссар ЕС по транспорту Адина-Иоанна Велян заявила, что она абсолютно полна решимости защитить это соглашение и объяснить его преимущества как для европейского рынка, так и для Украины и Молдовы.
Наивно считать, что в охваченную войной страну много желающих возить грузы — и это ещё одна из главных причин доминирования украинских компаний на дорогах, ведущих в Польшу, но прежде всего через Польшу в другие страны Евросоюза.
Остаётся наблюдать, кто будет более решительным и настойчивым в ближайшие дни — пикетчики или новое польское правительство. Действительно, трудно понять, как Польша, которая уже оказала неоценимую помощь Украине, которая стала логистическим военным хабом и претендует на то, чтобы после победы стать координационным и транспортным центром восстановления украинской инфраструктуры и экономики, может позволить так просто перекрыть границу. Более месяца наблюдать за тем, как рушится экономика соседа, наконец, уничтожать собственную репутацию партнёра и союзника.
Драма на польско-украинской границе, похоже, скоро не закончится.