Жизнь и здоровье абсолютно каждого ребёнка бесценны, независимо от его цвета глаз, волос, характера и любых других особенностей. Ни для кого не секрет, что для гармоничного роста и развития личности необходимы качественный уход, внимание, ласка и, безусловно, любовь. Дети с ограниченными возможностями вдвойне нуждаются в заботливых руках. Именно в такие руки они попадают, открывая двери Лельчицкого центра коррекционно-развивающего обучения. О работе с «особенными» детьми поделилась директор центра Наталья Зуевич.
— Наталья Петровна, как давно работает коррекционный центр? С чего всё начиналось?
— Сначала для работы с детьми с особенностями психофизического развития функционировала специальная группа в детском саду №5. В то время открытие центра не представлялось возможным ввиду отсутствия подходящего помещения. Было принято решение открыть центр на базе городского сада №3. К сожалению, пока у нас нет возможности пойти на расширение, хотя детей с пороками рождается всё больше.
— Скажите, с какими особенностями к вам поступают дети?
— Как правило, это дети с тяжёлыми множественными нарушениями в психическом и/или физическом развитии. Многие из них имеют сопутствующие заболевания соматического характера.
— Сколько обучающихся насчитывается в данном учреждении на сегодняшний день?
— На данный момент все дети, посещающие наш центр, школьного возраста. По состоянию на 1 сентября, в центр зачислено 10 обучающихся, четверо из которых получают специальное образование на дому.
— По каким приоритетным направлениям осуществляется деятельность центра? В чём заключается суть его работы?
— Центр является координатором специального образования в Лельчицком районе. Мы комплектуем все учреждения классами и группами интегрированного обучения и воспитания, пунктами коррекционно-педагогической помощи, координируем работу учителей-дефектологов района, ведём базу данных детей с особенностями психофизического развития. В центре функционирует кабинет ранней комплексной помощи для детей в возрасте до 3-х лет. Также у нас можно получить консультацию педагога-психолога. К нам приходят дети из других учреждений образования для получения коррекционно-педагогической помощи. На протяжении всего учебного года на базе нашего центра действует медико-психолого-педагогическая комиссия для обследования и определения дальнейшего образовательного маршрута обучающихся и воспитанников.
— Расскажите, как проходят будни и досуг воспитанников в стенах центра? На чём, в первую очередь, акцентируется внимание?
— Дети проводят в учреждении ежедневно по 10 часов. Первая половина дня у наших обучающихся, как и у обычных школьников, посвящена образовательному процессу, а послеобеденное время отведено на воспитательные мероприятия. Детей обучают элементарным бытовым навыкам самообслуживания. И как для каждого из них, так и для их педагогов любое маленькое достижение — это большая победа. Поскольку все ребята имеют инвалидность, для них организовано бесплатное питание, также на безвозмездной основе предоставляются учебные пособия. Регулярно проводятся воспитательные мероприятия, организованные в том числе при сотрудничестве с различными организациями.
— Специалисты каких квалификаций работают с воспитанниками? Сколько их и какие функции на них возложены?
— В первую очередь хочется отметить, что каждый наш специалист работает здесь не случайно, ведь работа с такой категорией детей не каждому по плечу. Нужно иметь не только качественное образование, но и личную психологическую подготовку, стойкость духа, терпение — важно уметь любить «особенных» детей. В нашем штатном расписании есть инструктор по лечебной физкультуре, медицинская сестра, массажист, медицинская сестра общей практики, врач-невролог, врач-психиатр, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагог социальный, воспитатели, помощники воспитателей, учитель класса. На каждого работника возложен достаточно большой объём работы. Но они прекрасно справляются и даже занимают призовые места в конкурсах областного масштаба.
— Наталья Петровна, какая медицинская помощь оказывается детям на базе центра?
— Ежедневно в специально оборудованном спортивном зале с каждым ребёнком по индивидуальному графику занимается инструктор по лечебной физкультуре, при необходимости детям делается комплексный массаж. Причём, такие виды лечения получают не только наши обучающиеся, но и воспитанники других дошкольных учреждений, которые приходят к нам за коррекционно-педагогической помощью. Направление на любые виды лечебных процедур выписывает наш врач-невролог.
— А как налажена работа с детьми с психофизическими особенностями вне стен центра?
— Право на получение образования в нашей стране имеет каждый ребёнок. Поэтому в нашем регионе дети с особенностями психофизического развития охвачены специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью на 100%. Вся сеть специального образования представлена следующим образом. В районе действует одна специальная группа, 22 интегрированные группы, 21 класс интегрированного обучения и воспитания, 14 обучающихся получают специальное образование на дому. 7 пунктов коррекционно-педагогического обучения на базе дошкольных учреждений. На базе школ открыто 14 таких пунктов. Всего в банке данных на 1 сентября текущего года, состоит 627 детей с особенностями психофизического развития.
— Какую помощь оказывает центр родителям особенных детей? Как Вы взаимодействуете с ними?
— Любая работа, проводимая центром, предусматривает тесное сотрудничество с родителями, начиная с информационно-ознакомительных стендов в детской консультации и заканчивая спортивными и праздничными мероприятиями с непосредственным участием мам и пап наших обучающихся. Ежегодно наши работники в костюмах Деда Мороза и Снегурочки поздравляют с Новым годом обучающихся и их родителей на дому и дарят подарки. Кроме того, в центре действует семейный клуб «Надежда», заседания которого проходят 2 раза в год. Родители приходят к нам с удовольствием, чтобы пообщаться, поделиться друг с другом опытом, советами или просто для того, чтобы отдохнуть и немного отвлечься от домашних забот. Неудивительно, что запланированные на час мероприятия клуба затягиваются, и мы всегда этому рады, ведь от того, как чувствуют себя родители, зависит и настроение наших подопечных. — Как Вы считаете: есть ли у воспитанников центра шанс на счастливую жизнь?
— Я считаю, что шанс на счастливую жизнь есть у каждого. Наблюдая за нашими детьми, я не раз замечала, что все они живут в своём уникальном мире, где им хорошо, светло и радостно. У них есть любящие и заботливые родители, которые создают для них комфортные условия. И каждый раз, глядя на их искренние улыбки, приходит чёткое осознание того, что и такие дети могут быть счастливыми.
Наталья ПЕРЖЕНИЦА.
Фото предоставлены Лельчицким центром коррекционно-развивающего обучения.