«Вдохновение существует, но оно приходит во время работы» (Пабло Пикассо, художник).
Какие события запускают творческий процесс? С чего начинается написание картины? Действительно ли так важно вдохновение или можно обойтись без него?
Универсального правильного ответа на эти вопросы нет, у каждого художника процесс создания произведений искусства складывается по-своему. Одни мастера находят идеи для живописи в природе и начинают работу, другие черпают вдохновение в работах великих живописцев прошлого и работают каждый день в мастерской.
В один день — сторож-охранник в ОАО «Лельчицкая ПМК-103», а в другой — с кистями и красками в руках. Таковы будни художника-любителя из Лельчиц Павла Линкевича.
Мы спросили у Павла о том, что является стимулом к написанию новой работы, как рождается идея, и чего в творческом процессе больше — дисциплины или вдохновения?
Своё творчество художник-любитель особо не продвигает. Тем не менее, ценителей его искусства становится всё больше. Имея талант художника, выбрал работу, далёкую от сферы искусства, а талант превратил в творческое хобби 15 лет назад.
— Расскажите, как Вы стали писать картины?
— Вы знаете, у меня не было рвения к изобразительному искусству с раннего детства. Рисовал просто как все дети, простые вещи. Никаких художественных учебных заведений я не оканчивал — просто самоучка. Но рисовал, сколько себя помню. Никогда не изучал техники рисования по книгам или в интернете. Просто рисую, как вижу и понимаю сам. Моё увлечение — это отдушина и самовыражение.
— Как появляются идеи для создания картин?
— Это длительный, интересный процесс и для каждого он свой. Лично для меня — это поиск, вдохновение, эмоции и чувства. Всё это я стараюсь передать в своём творчестве. И первым, что попробовал написать — были пейзажи, воспоминания из детства. Потом как-то увидел на выставке иконы. Они были отреставрированы, мне пришла идея попробовать также себя в этом направлении. С первого раза не получилось, так бывает. Пробовал также портретный жанр, занимался резьбой по дереву и раскрашивал, писал на стекле и дереве. Но всё же любимая тематика была и остаётся — пейзажная. Зачастую картина собирается как мелкий пазл из различных элементов. Я могу просто ехать и сделать фото красивой природы, а потом «включаю» воображение и начинаю что-то добавлять, иногда животное какое-то, либо охотника. То есть, если что-то вдохновило, начинаю раскрывать идею, выбираю композицию, цветовую гамму. Основным источником вдохновения для меня является природа. Её можно разглядывать под разными углами и каждый раз находить что-то новое. А сами идеи — это всегда эмоции, воплощённые на холсте.
Самодеятельного художника вдохновляет, в основном, природа. Он довольно правдоподобно передаёт в своих картинах каждый листик, травинку, облако, отражение в воде.
— Не люблю излишней правильности изображения, стремление к чрезмерной реалистичности, мне нравится свобода в этом плане. Понимаю, что это очень кропотливая работа, трудоёмкая. Я всё-таки за свободу творчества. Ни к чему конкретному не стремился, просто в какой-то момент смог прислушаться к себе, и получилось то, что получилось. Для меня это язык, который я одновременно придумываю и учу. И на нём я рисую, — отметил Павел.
Рисуя, художник часто воспроизводит увиденное по памяти, но может сделать и набросок карандашом, и сфотографировать понравившееся место, а потом уже нарисовать картину.
Нередко друзья просят его написать по фотографии уголок их малой родины и мужчина не отказывает. Ведь ничего не может быть для человека ближе и роднее дома, считает он.
Всех работ уже не пересчитать, но их точно более двухсот. Многие из них подарены родным и близким. И все знакомые величают Павла не иначе как художником. Порой незнакомые люди, увидев его работы, просят написать картину на заказ.
— Есть ли у Вас самая любимая работа, несколько работ, возможно, серия картин? Помните ли свою первую работу.
— Всё и началось с моей первой работы «Закат солнца». Она передаёт одно из любимейших ощущений, которое я испытываю в этом мире — наблюдать за красками заката. В этой работе я хотел передать всё моё виденье по крупинкам и частицам, окунуться внутрь, словно разглядывая через призму микроскопа. Любимой картины нет, есть серия — это воспоминания из детства, весь деревенский стиль.
— С какими красками работаете, какие кисти выбираете? Где приобретаете все нужные материалы?
— Хорошая работа, конечно же, получается с дорогой кистью. Пишу картины маслом и акриловыми красками. Инструменты и все нужные материалы я покупаю в интернет-магазинах, это сейчас очень доступно.
— Скажите, когда Вы пишите картину, вы задумываетесь о том, понравится ли зрителю работа, и о том, сможете ли вы её продать?
— В первую очередь она должна понравиться мне. И ещё я ищу новые инструменты, техники, например, мне ещё нравится писание пальцами и без вдохновения хорошая картина не получится. Я адекватно отношусь к тому, чтобы картины художников продавались. Как говорят художники, на каждую картину найдется свой хозяин. Я больше скажу, когда картина продаётся, есть стимул работать дальше. Картину нужно делать с любовью и это обязательно прочувствует зритель.
Также Павел Людвигович в разговоре рассказал, что талант художника передался ему по наследству, так как его прадед, по словам родственников, был иконописцем.
— Расскажите немного о своих творческих планах. Интересно знать, чем живёт художник-любитель.
— Я поставил себе цель проявить себя дальше. Стремлюсь попробовать себя в чём-то новом, чтобы зрителю было интересно. Планирую дальше делать выставки с новыми работами. Сейчас занимаюсь ещё и реставрацией икон и росписью в Храмах. Были у меня в руках иконы 15-16 веков. А вообще, много идей к воплощению на холсте.
И пока звучат размышления мастера-самоучки о том, как лучше применить своё творчество на практике, кисть в его руках продолжает оставлять на бумаге мазки и плавные линии, из которых складываются интересные образы.
Анна ЮШКЕВИЧ.
Фото Александра ШАПОРДА.