Питающие надежды на летний отдых за рубежом туристы полностью разделяют слова классика: «Каб любiць Беларусь нашу мiлую, трэба ў розных краях пабываць…» У тех, кто предпочитает далеко не отъезжать от дома, другой стихотворный ориентир: «Мой родны кут, як ты мне мiлы!.. Забыць цябе не маю сiлы!» Данные статистического исследования «Туристические предпочтения населения Беларуси», проведенного в преддверии отпускного сезона специалистами Института социологии Национальной академии наук, однозначно свидетельствуют о том, что предпочитающих заграничным вояжам отдых на родине, в Беларуси, с каждым годом все больше. Но это не значит, что требования к внутреннему туризму ниже, чем к выездному.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Меня удручает тот факт, что у нас в Беларуси не знают Беларусь, особенно молодежь. Они хорошо ориентируются в Эмиратах, Черногории, Турции или Барселоне, а Беларуси не знают. А мест прекрасных предостаточно. Поэтому я бы попросил: все-таки не надо стремиться куда-то полететь с тремя-четырьмя пересадками. Но коль кто-то уж купил билеты или кто-то хочет, мы запретить не можем.
На совещании по вопросам сотрудничества с Россией, 1 июня 2021 года.
На природе и с семьей
Кто хорошо работает, тот должен хорошо отдыхать. Многое, впрочем, зависит от обстоятельств: если в 2020‑м отдых и путешествия важной частью жизни считали 87,7 процента опрошенных, то в 2022‑м — 75,3 процента, а в нынешнем — 73,7 процента респондентов.
— Для индустрии туризма стресс-тестом стал ковид, — комментирует результаты опроса заместитель директора по научной и инновационной работе Института социологии НАН Беларуси Николай Сухотский. — Люди очень хотели путешествовать, и это стремление отражают цифры за 2021 год. А дальше мы видим стабилизацию цифр.
Остаемся дома, но с оговорками
Стремление жителей Беларуси непременно раз в год выбраться к теплому морю, в экзотическую страну либо экскурсионную поездку к раскрученным достопримечательностям в последние годы поугасло. Лишь 13,1 процента респондентов планируют в этом году выбраться за границу, причем почти половина из них не намерена выезжать дальше России (см. инфографику). Представители турбизнеса, очевидно, могут возразить, что виноваты в этом как последствия пандемийных ограничений, так и внешнеполитическая ситуация, санкции и т.п. Но как бы то ни было, имеем то, что имеем.
В то же время, подчеркивают авторы исследования, за три последних года увеличилось количество людей, рассматривающих Беларусь как место для отдыха (с 84,5 процента в 2021‑м до 91,7 процента в 2023‑м). Количество тех, кто не хочет отдыхать рядом с домом, снизилось при этом с 12,7 до 7,3 процента.
Почему некоторые соотечественники не рассматривают Беларусь как место для отдыха? Среди ответов на первом месте высокая стоимость проживания, услуг, передвижения и т.д. (37,2 процента), далее — недостаточное количество интересных и привлекательных для отдыха мест (15,9 процента), мало информации о туристических маршрутах и объектах (13 процентов), низкое качество гостевого сервиса (6,9 процента), плохое транспортное сообщение (4,2 процента), плохая проработка туристических маршрутов (1,4 процента). С этими мнениями согласны, но лишь частично, те, кто работает в сфере организованного внутреннего туризма. К примеру, устроители корпоративных и сборных туров серьезных проблем с транспортной доступностью и логистикой не испытывают.
Источник: СБ БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ