Прошло почти 80 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Она затронула каждую белорусскую семью. Погиб каждый третий. Нет такого белоруса, который в войне не потерял своего близкого родственника.
Память о войне, о сотворённых фашистами страшных зверствах, которые пришлось вынести на себе белорусскому народу, хранятся у мирного поколения глубоко в сердце и отзываются болью до сих пор. И так будет всегда, несмотря на то, что живых свидетелей войны с каждым днём становится всё меньше и меньше.
У каждой семьи есть своя печальная и душераздирающая история об участии родителей, бабушек и дедушек, дальних родственников в Великой Отечественной войне. Кто-то воевал на фронте, кто-то трудился рабом у немцев, кто-то стал узником концлагеря, кто-то заживо был сожжён в родном населённом пункте…
Фактов издевательств, мучений, страданий над нашими людьми было множество. Жительница из Лельчиц Евгения Мишкевич поделилась историей, которую рассказала ей её свекровь Ульяна Карповна Мишкевич, которая насильно была угнана в трудовое рабство в Германию. Женщина уже ушла из жизни, после войны проживала в деревне Дзержинск.
— Забрали свекровь на работы фашисты в двадцатилетнем возрасте. Повезли их туда на поездах. Какие издевательства над женщинами там творили немцы, страшно представить. Ульяна Карповна попала в рабство в Вупперталь-Ронсдорф на завод «Бисмарк». Трудилась, как и все соотечественники, без выходных. Еды не давали. Жили в бараках. Рядом с ними — немцы, которые ни в чём себе не отказывали. Вот, бывало, они поедят, выбросят пустые консервы в отходы, а советские люди пойдут и после них хоть что-нибудь себе найдут в этих банках. Случалось и такое, что немцы их походы замечали, без раздумий брали автомат и давай стрелять вблизи человека. Наряду с работой на заводе немцы-хозяева забирали «советских рабов» к себе на уборку домов, участков. Лишь изредка кто-то что-то давал поесть за это. Сколько унижений, оскорблений, нечеловеческого отношения приходилось терпеть все три года во время пребывания в Германии. Люди не верили, что их вообще кто-то когда-то освободит. Когда это случилось, никто не мог поверить. Все друг с другом обнимались, целовались, ликовали, — с дрожью в голосе вспоминает слова своей свекрови Евгения Трофимовна.
После победы над фашистским врагом Ульяна Карповна возвратилась на родину, в Лельчицкий район. Началась новая жизнь, как и у всех. Женщина вышла замуж, вместе с супругом, который воевал на фронте, они вырастили пятеро детей. Было нелегко, трудились не покладая рук: на работе, ходили в лес по ягоды и грибы, содержали большое хозяйство и участок под огород.
— Это была мудрая, удивительная женщина. Сколько в ней было жизнерадостности, оптимизма, несмотря на то, что глубоко в глазах читалась боль. Война оставила навсегда на её сердце рубец. Она старалась не делиться этими воспоминаниями, но в знаковые даты, Ульяна Карповна не могла молчать. Рассказывала нам об этом, каждый раз подчёркивая важность мира на земле, восхищаясь тем, что сегодня мы живём в такой прекрасной стране, — добавила Евгения Трофимовна.
С трепетом слушаю такие истории. Искренне горжусь подвигами советских людей в годы Великой Отечественной войны. И чем старше становлюсь, тем глубже проникаюсь ими. Да и время играет здесь важную роль. Сейчас оно неспокойное. В последние годы каждый переосмыслил ещё глубже ценность мира на земле, начал по-другому расставлять для себя приоритеты.
Мир так хрупок, он — основа всего. Без него невозможно ничего. Наша задача — во чтобы то ни стало сберечь его. А это возможно только сохраняя историческую правду о войне, оставаясь едиными во взглядах и стремлениях, созидая на благо родной Беларуси.
Юлия ХУК.
Фото Александра ШАПОРДА.