День работников физической культуры и спорта отмечают в Беларуси 20 мая. Этот профессиональный праздник стал поводом для встречи с тренером- преподавателем Лельчицкой СДЮШОР Дмитрием Торопом.
В профессиональном и в любительском спорте тренер играет одинаково важную роль. Тем более если с юными спортсменами работает тренер по призванию, каким можно смело назвать Дмитрия Владимировича.
С боксом подружился ещё в четвёртом классе, когда мальчишкой пришёл в секцию к своему первому тренеру — Александру Григорьевичу Игнатовскому. Благодаря зоркому глазу наставника, Дмитрий нашёл себя в боксе не только как спортсмен, но и как тренер.
— Находясь рядом с преподавателями на тренировках, я каждый день слушал и запоминал, смотрел и учился, — вспоминает Дмитрий. — Старался, как губка, впитывать информацию от ведущих и опытных тренеров. Как, тренируя, разгрузить спортсмена и каждого индивидуально подвести к соревнованиям.
Глядя на то, как сегодня Дмитрий Владимирович относится к своей работе и своим воспитанникам, понимаешь, что перед тобой тренер по призванию, который постоянно находится в поиске и стремится к профессиональному росту и прогрессу своих подопечных. Он всегда работает на результат, вызывая уважение своим трудом.
Мне удалось поприсутствовать на тренировках, когда ребята выполняли все действия под контролем тренера. Находившиеся в зале чувствовали себя как рыба в воде. Каждый был занят делом и не мешал другому.
Дмитрий Тороп постоянно развивается сам и является примером духовного и нравственного облика для ребят. В зале для своих подопечных он не только преподаватель, но и хороший друг, с которым может поделиться личными волнениями. Тренер всегда поддерживает спортсмена в трудные моменты. Чувствует его состояние как физическое, так и моральное.
На вопрос, кем ощущает себя — спортсменом или тренером — Дмитрий ответил:
— В настоящее время ощущаю себя больше как навигатор, отвечающий на многочисленные вопросы воспитанников, среди которых большинство сразу желает стать чемпионами. После нескольких тренировок ребята начинают понимать, что нужно усердно работать над собой. Для них тренер — это воспитатель и старший товарищ, кем я себя тоже ощущаю, а также психолог.
Тренировки проходят интересно — с новичками играют, отрабатывают и повторяют технические упражнения. Со старшими тренировки более интенсивные и жёсткие. Это необходимо для достижения нужного результата. Предпочтение в работе Дмитрий отдаёт техникам удара, защиты, передвижения, ведь боксёр в первую очередь должен быть собранным и осознанным спортсменом.
— Назовите три ключевых качества тренера?
— Первое и главное качество — любовь к выбранному виду спорта и любовь к детям, нацеленность на результат и объективность. А для успешного боксёра важны такие качества, как дисциплина и уверенность в себе. Боксёр должен постоянно работать над собой ради совершенствования своего мастерства, не бояться систематичных упражнений, которые необходимо постоянно повторять и закреплять. Быть требовательным к себе, хотя, если говорить о младших учениках, то первоначально такое качество сразу сформировать не получится.
Дмитрий Владимирович понимает, насколько важно после соревнований поддержать своих воспитанников. Он переживает не только за результат своего ученика, но и за собственный профессиональный результат.
— Мы всегда к соревнованиям по-другому готовимся. У нас всё запланировано на каждый соревновательный период и методики разные. И если есть поражение, то продумываю, какие упражнения можно проработать или добавить завтра. Я радуюсь, когда ученики просят сами оценить их технику ударов. Обидно, когда хорошо подготовленный боксёр выходит на ринг и теряется. Такие случаи бывают, — рассказывает тренер.
Дмитрий развеял миф, что бокс — это про грубую силу. В боксе необходима связь тела с мозгом и это не только физические реакции, а ещё мышление, способность находить быстро эффективные решения на ринге. Бокс стоит в одном ряду с психологией. Часто легче всего достичь физической подготовки, нежели психологической. Надо помнить, что в одиночку спортсмену сложно готовиться психологически, в этом ему на помощь приходим мы — тренеры. Ринг — это не демонстрация наработанных приёмов, а осмысленное ведение боя. Боксёр должен, прежде всего, уметь думать во время поединка, и это тоже задача тренера. Роль наставника во всех этих вопросах безмерно высока. Необходимо научить умению разделять силу и мощь. Со временем у боксёра вырабатывается свой стиль. Но именно тренер закладывает основы «школы бокса». А также основы уверенности в себе. Надо жить сегодняшними тренировками, боями и анализировать их для дальнейшего роста.
— Можете, взглянув на ребёнка, сразу сказать, насколько он перспективный? — интересуюсь у тренера.
— Нет. Потому что у каждого своя динамика, может, у него через полгода загорится звёздочка. Никакой формулы для побед на самом деле не существует. Есть просто труд и одна команда. Если человек хочет стать профессионалом, он им станет. Например, один из воспитанников — Арсен Котов — занимается боксом четвёртый год, но уже побывал на различных турнирах, в том числе и за пределами нашей страны.
— Правда ли, что тренер пытается вложить в воспитанника то, что у него самого не получилось? — задаю ещё один вопрос.
— Действительно так. Необходимо готовить новых спортсменов, нельзя останавливаться, нужно растить — растить — растить. Я считаю, что ученик должен превзойти своего учителя.
Эффективность любого процесса обучения зависит от личности наставника. Это утверждение на 100% применимо и к боксу, ведь тренер для спортсмена — не просто человек, показывающий приёмы, а нечто большее, а воспитанники — часть его самого. Поэтому он вкладывает в них всю душу. Только так можно достичь высокого результата, как это делает Дмитрий Тороп. Так держать!
Анна ЮШКЕВИЧ.
Фото Александра ШАПОРДА.