Обеспечить безопасность и пресекать провокации
Тишину в помещении пограничной заставы «Глушкевичи» нарушает негромкое лязганье металла — звуки, сопровождающие зарядку магазинов автомата Калашникова. Каждый из пограничников знает, что в любой момент может возникнуть необходимость применения оружия. Не на полигоне, а в реальных, практически боевых условиях. Очередной наряд заступает на охрану Государственной границы Беларуси.
Усиление на всех направлениях
Еще два года назад вероятность услышать выстрел вблизи белорусско-украинского рубежа стремилась к нулю. А случись он — расценивался бы как серьезное резонансное ЧП. Сегодня это, слава богу, не обыденность, но уже и не сенсация. Открывать огонь белорусским пограничникам приходилось не единожды. Пока по квадрокоптерам, нарушавшим воздушное пространство Беларуси. Они залетали со стороны Украины с целью разведки.
— На такие случаи у нас есть четкий приказ — стрелять на поражение, — сержант погранзаставы Кирилл Сухарев описывает один из недавних инцидентов. — Так мы и сделали. Засекли дрон по характерному звуку и сразу открыли огонь. После этого беспилотник мгновенно вернулся на сопредельную сторону.
Обстановка на границе напряженная. Причина очевидна — боевые действия, идущие в Украине второй год. Все это время личный состав Мозырского пограничного отряда несет службу в усиленном режиме. На заставе «Глушкевичи», куда мы приехали, с февраля прошлого года в первую очередь усилена безопасность самих пограничников — в их экипировку добавились кевларовые шлемы и бронежилеты. Увеличился боекомплект, стали использоваться пулеметы и снайперские винтовки.
Экипировка потяжелела почти вдвое. Сегодня пограничник несет на себе до 25 килограммов, преодолевая в наряде пешком до 20 километров. Впрочем, привычные к нагрузкам парни адаптировались быстро. Внесены коррективы и в спецподготовку — теперь акцент на поиски и противодействие диверсионно-разведывательным группам, тактическую медицину.
Также на протяжении всей пограничной линии совершенствуется инженерное оборудование и технические средства дистанционного контроля. Все больше применяются беспилотники. Операторов обучают как в подразделениях, охраняющих границу, так и в Институте пограничной службы, где готовят будущих офицеров.
Ни одна из этих мер не кажется лишней. Особенно с учетом регулярных провокаций с украинской стороны. Начальник погранзаставы «Глушкевичи» Максим Бута рассказывает:
— Мелкие инциденты случаются постоянно. Обычно — после ротации подразделений, несущих службу на сопредельной стороне. По нашему мнению, постоянно прибывают новые люди, которые не являются профессиональными пограничниками и поначалу совершают рискованные действия: снимают оружие с предохранителей, клацают затворами, досылая патрон. Наши наряды четко проинструктированы и не поддаются на провокации.
Прямое нарушение границы на участке заставы случилось лишь раз. В сентябре прошлого года был задержан 26‑летний киевлянин, пытавшийся перелезть через ограждение. Он рассказал, что спасается от мобилизации и намерен просить убежище в Беларуси. Для дальнейших разбирательств нарушителя передали милиции.
Пункт без пропуска
Приметы нового, почти военного времени видны и в дислокации отделения пограничного контроля «Глушкевичи». Здесь оборудованы огневые позиции, блиндажи с окопами, укрытия из бетонных блоков и мешков с песком.
До украинского пункта пропуска «Майдан Копищенский», который давно не функционирует, около сотни метров. Рядом с домиком, напоминающим сторожку, все перекопано, высятся горы песка, натянута колючая проволока. Из видимых признаков жизни — лишь включенный светодиодный фонарь.
— Иногда появляются какие-то люди с оружием, — рассказывает заместитель начальника отделения Александр Денисюк. — Как-то приехал бронетранспортер, из которого вышли автоматчики и стали прохаживаться вдоль самой линии границы. Мы пристально следили и были готовы принять меры, но минут через десять они уехали.
Также предпринимались попытки с помощью лазерных указок вывести из строя системы видеонаблюдения белорусских пограничников. А в конце прошлой осени в Наровлянском районе неизвестные сломали и унесли пограничный столб. Дорожка следов уходила на украинскую сторону.
Цель подобных акций — морально-психологическое давление как на белорусских пограничников, так и на более широкую аудиторию, делится мнением начальник службы информации и связей с общественностью Мозырского погранотряда Сергей Павлов и рассказывает о недавней, совершенной в медийном пространстве:
— В одной из соцсетей был распространен видеоролик. Его авторы якобы пересекли границу с Беларусью, побывали в пункте пропуска, никого не встретили и вернулись обратно. Мы стали разбираться и установили, что съемка велась на украинской территории. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что до границы «режиссеры-постановщики» даже не доехали. Опровергнуть фейк не составило труда.
Задача для всех
Даже поверхностного знакомства с ситуацией на границе достаточно для понимания суровых реалий нового времени. На них в Послании белорусскому народу и Национальному собранию акцентировал внимание Президент, в том числе проводя параллели с событиями Великой Отечественной. И для жителей находящегося рядом с погранзаставой поселка Глушковичи, которые в период оккупации подверглись настоящему геноциду, это особенно важные слова. Пришедшие на белорусскую землю каратели превратили деревню в пепелище — сжигали дома вместе с людьми. Изуверскими способами были убиты несколько сотен человек, а из 365 хат уцелели лишь две.
Избежать повторения, сохраняя мир и обеспечивая безопасность, — задачи, которые стоят не только перед пограничниками и Вооруженными Силами. Ведь враждебные действия, направленные на дестабилизацию обстановки в Беларуси, совершаются ежедневно как на внешнем контуре, так и изнутри.
Угрозы диверсий, терактов, саботажа из гипотетических стали реальными. И предотвратить это можно лишь совместными усилиями. Проявленные бдительность, неравнодушие и своевременно переданная силовикам информация о потенциальных источниках опасности — та самая малость, которая способна сберечь не одну человеческую жизнь.