1. Сайт-близнец банка
Мошенники копируют интерфейс известных в республике банков, создавая в интернете страницы, внешне похожие на официальные сайты. Граждане различными способами, в том числе привычным, попадают на эти страницы, где вводят логин и пароль к интернет-банкингу. Введенные данные попадают в руки мошенников. В результате полностью списываются суммы с карт-счетов.
2. Любой псевдосервис
В сети Интернет создаются вымышленные сервисы. Например, по предоставлению интим-услуг, торговле акциями, криптовалютой. Самым распространенным оказался сервис по продаже билетов в театр. После выбора города, здания театра, даты и времени представления, номера места покупателю предлагается оплатить билет путем ввода данных банковской карточки. Эти данные попадают злоумышленникам, которые списывают разные суммы.
3. « Продавцы» в интернете
Жертвами этой схемы мошенников чаще всего становятся продавцы на интернет-площадках. В мессенджерах Viber или WhatsApp злоумышленники под видом реального покупателя из другого города вступают в переписку, проявляют заинтересованность в приобретении товара. Затем убеждают продавца в том, что уже оплатили товар и предлагают перейти по ссылке службы доставки. Поясняют, что для получения средств, нужно только ввести свои реквизиты карты. После перехода по таким ссылкам на ресурс, имитирующий популярный сервис доставки, и ввода реквизитов карт, у потерпевших вместо зачисления денег, списываются все имеющиеся.
Не редки случаи, когда мошенники, списав все средства, продолжают издеваться над гражданами и предлагают им пополнить баланс карты или предоставить другую, якобы для возврата ошибочно списанных средств. Доверчивые граждане в таких случаях лишаются заработанных денег дважды или трижды.
4. «Служба безопасности банка предупреждает»
Под видом телефонного звонка от имени служб безопасности банка или правоохранительных органов мошенники убеждают граждан взять кредиты. Они мотивируют тем, что это якобы поможет выявить и привлечь к ответственности сотрудников банка, участвующих в хищениях. Как результат — потерпевшие также остаются без денег. Нередко злоумышленники просят установить программы удаленного доступа, при помощи которых осуществляют доступ к банковским интернет-приложениям, СМС-кодам, оформляют кредиты и списывают все средства.
5. Истории спасения из придуманной беды
Эта схема также связана со звонками. В основном прицел — на пожилых граждан, их доверчивость и беспокойство за родных людей. Мошенники усыпляют их бдительность историей о том, что родственник попал в неприятную историю с ДТП и, чтобы ее сгладить, срочно необходимо передать крупную сумму денег курьеру.
6. Продать пустоту
Мошенники нередко выступают в роли продавцов. На самых популярных интернет-площадках они размещают объявления о продаже автомобилей, мобильных телефонов или других товаров.В последнее время часто на уловку мошенников стали попадаться желающие приобрести автомобиль. Злоумышленники играют на желании приобрести дорогостоящую вещь очень дешево. Чтобы завладеть деньгами, мошенники серьезно снижают цену и торопят потенциального покупателя, требуя срочную предоплату. Затем предоставляют банковские реквизиты подставных лиц, на которые потерпевшие переводят немалые суммы.
7. Привлекательная цена и никакого товара
Эта схема похожа на предыдущую, но ее следует рассматривать отдельно, так как является новой, а для мошенников более затратной. Так, злоумышленники создают в популярной социальной сети страницы под видом интернет-магазинов с яркими, красочными фотографиями одежды, новогодних игрушек, мебели, букетов цветов и других товаров. Предлагают приобрести товар с доставкой в любой город по привлекательным ценам. Даже продвинутым пользователям может показаться, что перед ними настоящий интернет-магазин, поскольку они имеют десятки тысяч подписчиков и много положительных отзывов и комментариев. И только в ходе расследования становится понятно, что подписчики накручены специальными сервисами, негативные отзывы удаляются самими мошенниками.
8. Высокооплачиваемое предложение
Это самый новый способ мошенничества. Он появился только в прошлом месяце и начал набирать обороты. Так, неизвестный готов предоставить потенциальной жертве удаленную высокооплачиваемую работу. Это может быть вакансия менеджера (консультанта) либо оператора техподдержки интернет-магазина. Основная функция — онлайн-общение с покупателями. Для «трудоустройства» предлагают заполнить анкету и предоставить паспортные данные, а затем установить на мобильный телефон приложение — чат-платформу для работы с клиентами и приложение для общения. Однако с помощью этого «наниматель» получает удаленный доступ ко всем сообщениям телефона потерпевшего. Потом осуществив несанкционированный доступ к карт-счетам, производит транзакции по переводу денежных средств на подконтрольные им банковские счета.