Благодаря неустанному труду хлеборобов и животноводов, механизаторов и водителей, специалистов и руководителей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса, обеспечивается продовольственная безопасность страны, а на наших столах всегда есть главные продукты — хлеб, молоко и мясо. За каждым значительным показателем, в каждом каравае — частичка нелёгкого труда сельских тружеников Лельчицкого района, их усердие, профессионализм и трудолюбие.
В каждом трудовом коллективе есть люди, на которых можно положиться, поручив им любую работу — их называют универсальными работниками.
В ОАО «Новая Нива» — это тракторист-машинист Михаил Астапович, который добросовестно трудится в сельхозпредприятии около 28 лет.
Яровой и осенний сев, подготовка почвы под сев разных культур, ремонт техники, дискование почвы — далеко не весь перечень работ, который выполняет в разное время Михаил Николаевич.
Дружная семья, в которой родился механизатор, жила в Дуброве. отец и мать работали в сельхозпредприятии — полеводом и оператором машинного доения, а также воспитывали одиннадцать детей. Они были примером не только для односельчан, но в первую очередь — для собственных детей, которые помогали вести домашнее хозяйство, с малых лет приучались к нелёгкому деревенскому труду.
— Тяга к земледелию и водительскому делу у меня была всегда и с годами не ослабевала, а, наоборот, окрепла и определилась в будущую профессию. Как только пришёл работать в хозяйство, окончательно осознал, что это моё. Сейчас, конечно, совершенно иные условия труда, другой уровень жизни в деревне. Малейшие сбои в работе техники могут обернуться простоями, чего никак нельзя допустить. Нужно вовремя проводить все профилактические осмотры, техническое обслуживание, ремонты, как текущие, так и капитальные. А трудности только закаляют, — поделился Михаил Николаевич.
Насколько ответственно механизатор относится к своей работе, настолько же серьёзно он относится и к доверенной ему технике, хорошо изучив состояние управляемого транспорта, определяет, какой нужен уход. Своё дело Михаил Астапович освоил в совершенстве. И всё потому, что сам он считает работу с техникой на земле своим самым большим жизненным увлечением.
Автомобильный транспорт любого сельхозпредприятия выполняет роль связующего звена в единой технологической цепи АПК, потому что результаты сельскохозяйственного производства зависят от того, насколько своевременно будут доставляться все грузы. И как ни крути, без водителей в хозяйстве не обойтись.
Водитель ОАО «Лельчицкий агросервис» Юрий Гречко уверен, что использование транспорта в сельском хозяйстве имеет свои особенности, а ряд факторов, таких как большое разнообразие перевозимых грузов, зависимость от погодных условий, усложняют высокопроизводительную роль транспортных средств. Но ему это всё по плечу.
Юрий Адамович в сельское хозяйство пришёл работать водителем в 1983 году, трудился на разных видах техники. В 1986 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — эвакуировал домашних животных в колхозах и совхозах, в личных хозяйствах из заражённой зоны Брагинского и Хойникского районов. В 2009 году сел за руль МАЗ-551.
— Как и у большинства моих ровесников, после школы была учёба в автошколе, где получил водительские права, потом годы службы в армии, а затем возвращение в родные края. Так и попал на работу в сельское хозяйство. Я прекрасно знаю, какой нужен уход машине, где что нужно подкрутить, укрепить, обеспечить смазку, чтобы автомобиль не подвёл во время рейса и служил как можно дольше. От водителей также зависит бесперебойная работа всей системы на жатве. Чуть замешкался — комбайн вынужден простаивать, теряя драгоценное в этот период время, — поделился водитель.
После страдной поры нагрузка на водителя не ослабевает, наступает время выполнения других хозяйственных перевозок. Впрочем в любой сезон дел хватает.
Юрий Адамович это прекрасно понимает, поэтому доверенная ему машина содержится в полной «боевой» готовности. Это позволяет избежать выхода из строя и исключить «слабое звено» во всей цепочке ответственного сельскохозяйственного конвейера. Но ещё и при этом — показать отличные результаты. За время работы ему приходилось управлять различными видами автомобилей.
В зависимости от сезона, Юрий Гречко принимает участие в различных хозяйственных работах. Весной он доставляет на поле семена, удобрения. Во время жатвы роль водителя, занятого на отвозе зерна от комбайнов, трудно переоценить. Поэтому в кузове МАЗа возил не раз золотой запас страды. В 2022 году отвёз от комбайна до элеватора более 1 000 тонн зерна.
Благодаря таким людям, как герои статьи, — наш стол всегда щедрый.
Анна ЮШКЕВИЧ.
Фото Константина КОВАЛЁВА.