Без машины как без рук
Человек стремится к комфорту. Например, кто из вас готов обходиться без интернета или мобильного телефона? Аналогичная ситуация и с личным автомобилем. Без него как без рук чувствуют себя многие семьи — работа связана с разъездами, дети учатся или занимаются спортом, творчеством в другом конце городского посёлка, есть дача или пожилые родственники в деревне и прочее. Более того, я знакома с супружеской парой, у которой два автомобиля. Они вечно жалуются на высокие и часто непредсказуемые расходы на обслуживание машин, но не могут отказаться от одной из них. А знаете почему? Один-два раза в неделю, когда мужу надо уехать в командировку, некому отвезти ребёнка в школу, а жену на работу. А вспоминать, каково это передвигаться пешком, им ой как не хочется.
Даже ради того, чтобы избежать, скажем прямо, не самого болезненного дискомфорта, люди готовы отказываться от более частого отдыха на море, годами копить на то, чтобы обновлять технику. А что уж говорить о более существенных неудобствах, от которых спасает наличие авто, начиная от необходимости нести покупки из магазина в руках и заканчивая разными форс-мажорами, требующими быстрого перемещения. Наличие водительского удостоверения — спасение от многих бед, определённый статус и мобильность. О его получении задумываются накануне совершеннолетия, ещё не имея ни машины, ни собственного жилья. Рулить — мечта большинства молодых людей вне зависимости от половой принадлежности.
Поэтому, если раньше прохожих на улицах удивляла женщина, сидящая за рулём, то нынче супруги нередко подбрасывают монетку, чтобы определить, кто кого повезёт домой после посиделок в гостях. Не удивлюсь, если в будущем любой гражданин без наличия прав категории «В» будет считаться неполноценным.
Соответственно, число легковушек растёт, и такая тенденция вряд ли изменится в ближайшее время. С одной стороны, это свидетельствует о росте благосостояния белорусов, с другой — количество машин на квадратный метр, особенно в крупных населённых пунктах, зашкаливает. Лельчицам, конечно, ещё далеко до Мозыря или Гомеля с их многокилометровыми пробками в часы пик. Однако и у нас в городском посёлке найти вечером место для стоянки авто рядом с домом получается далеко не у всех жителей спальных районов. Особенно страдают представители многоэтажек, строившихся десятки лет назад. Предусмотренные там парковки просто не в силах вместить раздувшийся за последние годы автопарк жильцов. Как утверждает один мой знакомый, лучше в тесноте, да бесплатно.
— У меня машина возле дома стоит. Пять минут — и я поехал куда хочу, — говорит он. — А ходить за ней каждое утро за тридевять земель, чтобы отвезти ребёнка в садик и поехать на работу, я не желаю. Лучше уж потратить лишнее время и бензин на поиск места под окнами дома.
Поэтому автовладельцы упорно продолжают толпиться у собственных подъездов — ругаются, не желая уступать друг другу во дворах, где давно не разминуться из-за их захламлённости транспортом. Как ни парадоксально звучит, но ради одного из аспектов комфорта (кареты у крыльца) они добровольно лишают себя других, например, добрых отношений с окружающими, спокойствия. Я уже молчу про отсутствие уважения к соседям-пенсионерам или матерям с грудничками с первых этажей, недосыпающих из-за шума прогревающихся моторов, про то, что окружающие вынуждены дышать выхлопными газами вместо приятной свежести, источаемой деревьями, кустарниками и цветами.
Мало того, машины всё время норовят отвоевать территорию у зелёных зон, окружающих проезды, и детских площадок. Вместо сочных и красочных травяных ковров рядом с асфальтом постепенно образуются коричневые плеши безжизненной земли, которые весной и после дождей превращаются в наполненные грязью и водой колеи. Чтобы не ступать в эту кашу, водители заезжают ещё дальше. Естественно, это негативно сказывается на благоустройстве микрорайона, особенно после зимы, когда обилие снега кругом заставляет хозяев авто искать новые места для ночёвок своих машин.
Что делать?
Противостоять автомобильному вторжению на зелёные зоны, по логике, могут работники ЖКХ. Они — частые гости во дворах и могли бы отслеживать машины, припаркованные в запрещённых местах, и сообщать об этом в ГАИ. Но коммунальники, естественно, плотно загружены основной работой, поэтому не могут оперативно отслеживать ситуацию. Растительность же, регулярно подвергаясь воздействию колёс, быстро исчезает, и наглые водители утверждают, что её там никогда и не было.
Ещё один штык в борьбе с автолюбителями-нарушителями — госавтоинспекторы. В Правилах дорожного движения перечислены случаи, при которых запрещается совершать остановку или стоянку транспортного средства. Один из них — наличие газона. Следовательно, водителям, замеченным на зелёной зоне, грозит штраф — одна базовая величина. Если их авто создаёт препятствие для дорожного движения или является угрозой безопасности граждан, сотрудник ГАИ вправе произвести его принудительную отбуксировку, а виновному придётся оплатить эвакуацию и штрафстоянку.
Задумайтесь водители. А нужен ли вам штраф?
Надежда ГУД.