Одна из наиболее сложных и опасных профессий в мире — пожарный. Всем известно, что сотрудниками пожарной службы становятся только смелые и сильные духом люди, которые не боятся трудностей и опасности. Они исполняют свой долг, рискуя собой ради спасения человеческих жизней. Именно такими профессионалами своего дела являются спасатели Лельчицкого районного отдела по чрезвычайным ситуациям, который возглавляет Олег Лозко.
МЧС по своей структуре — как армия. Одежда называется «боевой», спасатели носят погоны, у них строгий распорядок и дисциплина. График рабочего дня расписан по минутам. Эти бойцы ведут борьбу с вполне осязаемым врагом — чрезвычайными ситуациями.
Корреспондент газеты «СЖ» провела «боевое» дежурство с пожарными Лельчицкого РОЧС и увидела их службу изнутри.
Негласно моим гидом стал начальник караула Михаил Гавриловец. Он охотно рассказывал про быт спасателей.
Всегда в боевой готовности
На часах 7.50 утра, на дежурство заступает новая смена в полном боевом обмундировании — чтобы проверить её целостность. Начальник караула докладывает об оперативной информации за прошедшие сутки и зачитывает перед бойцами свежую сводку о происшествиях в области, районе. После построения заступивший на смену караул принимает дежурство.
Далее вперёд учиться! Ежедневно, включая и выходные дни, спасатели посещают обязательные теоретические занятия. На эти занятия ходят не только молодые члены коллектива, но и те, кто в профессии спасателя не первый год. Под обучение отведено 4 часа — с 9.00 до 13.00 сотрудники МЧС «грызут гранит науки», где начальник караула Михаил Гавриловец проводит с личным составом занятия по пожарно-аварийной подготовке.
Позанимались, можно и на обед отправиться, он по расписанию с 13.00 до 14.00. После приёма пищи караул должен приступить к уходу за техникой и хозяйственным работам.
С 16.00 до 17.00 спасатели уделяют время физподготовке, ведь эта профессия часто требует больших физических усилий и наличия крепкого здоровья. Занятия проходят на территории части в специально отведённом для этого месте, где имеются все необходимые тренажёры и спортивный инвентарь.
Далее наступает резервное время начальника караула и в 19.00 все дружно отправляются на ужин. С 20.00 до 21.00 просмотр телепередач, час на личное время и в 22.00 — отдых. В то время, когда у одних есть время на отдых, другие — дежурят. Два часа стоят на страже одни, потом сменяют другие и так по очереди до шести утра. В 6.00 подъём, до 6.30 завтрак и до 7.50 подготовка для сдачи дежурства.
К счастью, за всё время, что я находилась в Лельчицком РОЧС, не было ни одного чрезвычайного происшествия. Но в какой бы момент в рабочем графике спасателей ни случился вызов, весь отряд мгновенно должен бросить выполнение любых дел и отправиться на выезд. Оказание помощи в экстренных ситуациях превыше всего.
Спасать людей — не просто работа
Жизнь в Лельчицком РОЧС не всегда идёт по размеренному графику. Когда случается чрезвычайная ситуация, бойцы незамедлительно выезжают на место вызова.
— Ситуации случаются разные: выезды на пожары и ДТП, оказание помощи в различных ситуациях людям и их питомцам. Также встречаются сезонные чрезвычайные ситуации. Зимой — это спасение людей на воде, весной паводки, летом пожары лесов и полей, — рассказывает начальник караула Михаил Гавриловец. — Но главная наша задача — это спасение жизни и сохранение здоровья людей.
«Дежурная служба МЧС. Чем вам помочь?» — такую фразу услышит человек, позвонив по номерам 101 или 112.
— После принятого вызова диспетчер должен отправить силы и средства РОЧС, РОВД и других служб взаимодействия на место чрезвычайной ситуации, — поясняет диспетчер центра оперативного управления Лельчицкого РОЧС Андрей Хильченко.
Вопреки расхожему мнению, что заходя в горящий дом, спасатель испытывает страх, сотрудники районного отдела по чрезвычайным ситуациям убеждают в обратном, говоря, что такое случается крайне редко.
— Понятное дело, что ты не всегда знаешь все обстоятельства пожара: остались ли в этом доме люди, взрывоопасные предметы и так далее. И, несмотря на то, что разведка пожара ведётся с момента получения сообщения о нём, всегда остаётся огромная доля непредсказуемости, — объясняет водитель автоколенчатого подъёмника Павел Ахременко.
Сейчас некоторые потенциальные кандидаты в спасатели прямо говорят: «Я бы пошёл, но боюсь». И такой подход, по мнению сотрудников, правильный, так как риск в первую очередь должен быть оправдан и взвешен. Ведь малейшая неосторожность в такой профессии может привести к лишним жертвам не только среди находящихся в горящем доме, но и среди тех, кто призван спасать терпящих беду. Поэтому каждый шаг должен быть просчитанным и обдуманным.
Мария БУТЬКО.
Фото автора.