Разделение услуг на обязательные и дополнительные, упорядочение проведения банкетов, переход на разрешительный принцип работы: какие новшества предлагается внести в законодательство об агроэкотуризме
Ставка на развитие села и ведение личного подсобного хозяйства, ознакомление с традициями и ремеслами конкретного региона, проживание на свежем воздухе и питание с использованием своих продуктов — законодательство в сфере агроэкотуризма намерены вернуть в первоначальное русло. Именно самый первый указ о развитии сферы многие эксперты и практики считают наиболее удачным и верно отражающим основной посыл господдержки. Последующие изменения открыли ряд новых возможностей для предприимчивых и неравнодушных к сельской жизни граждан, но и немного увели в сторону курс развития отрасли. Вернуть ему изначальный вектор, очистить рынок от недобросовестных субъектов, которые пользуются послаблениями и под видом агроэкоусадеб предлагают услуги бань, гостиничного проживания, проведения торжеств, подменяя понятия и бросая тень на всех владельцев домиков в деревне, — такова суть ожидаемых изменений в Указ № 365 «О развитии агроэкотуризма», который находится на рассмотрении в Совете Министров. Детали документа корреспондент «Р» узнала в Минспорта.
Налоги должны быть справедливыми
Главный юрисконсульт Департамента по туризму Минспорта Александр Кречетов напоминает: существенные изменения в сфере агроэкотуризма происходили за последние пять лет дважды. Так, в 2017-м сферу серьезно либерализировали, расширив список услуг, которые могут оказываться в глубинке. Согласно Указу от 9 октября 2017 года № 365 «О развитии агроэкотуризма», в глубинке можно проводить презентации, юбилеи, банкеты, оказывать услуги бань, саун и душевых, катать на животных и гужевом транспорте, предоставлять инвентарь для спорта и отдыха, заниматься транспортным обслуживанием гостей. В то же время возникли и вопросы к работе агроэкоусадеб на фоне злоупотребления новыми возможностями. Очередные изменения последовали в 2021-м. Тогда 4 февраля был издан Указ № 40 по вопросам дальнейшего регулирования агроэкотуризма. Документом предусмотрено продление до 2025 года существующих условий ведения деятельности в сфере агроэкотуризма, включая льготное кредитование в ОАО «Белагропромбанк» в размере до двух тысяч базовых величин под пять процентов годовых на срок до пяти лет (физическим лицам — до семи лет). Владельцы бизнеса также получили право оказывать услуги на территории двух агроэкоусадеб. Вместе с тем Александр Лукашенко поручил проинвентаризировать сферу, посмотреть, кто и как работает. Длительному и тщательному мониторингу подверглись практически все агроэкоусадьбы страны — 99 процентов от их общего количества.
Александр Кречетов ввел в курс дела:
— Данные мониторинга позволяют нам с уверенностью говорить, что абсолютное большинство владельцев агроэкоусадеб соблюдают законодательство, нареканий к их деятельности нет. Вместе с тем есть те, кто ведет себя недобросовестно. И здесь можно выделить несколько проблемных вопросов, связанных с работой сферы и с замечаниями занятых в ней.
Одно из них касается подхода в части налогообложения. Есть агроэкоусадьбы, расположенные в глубинке и представляющие собой простой деревенский дом с сохраненной в нем атмосферой, а есть и целые комплексы, которые находятся рядом с крупным городом. Посещаемость и спектр предоставляемых услуг разные. А отчисления в бюджет одинаковые: сейчас это ежемесячный сбор в размере 31 рубля за каждую усадьбу.
— Эта проблема решена через обновленный Налоговый кодекс. С 2023 года мы уходим от понятия сбора и его фиксированного размера к налогу на профессиональный доход. Его ставка — 10 процентов. Если при работе с юрлицами и ИП доход превысит 60 тысяч рублей, ставка будет выше. Владельцы агроэкоусадеб должны будут вести свою работу с применением специального мобильного приложения, увязанного с налоговой системой. Налоги будут рассчитываться исходя из дохода, что справедливо, — считает Александр Кречетов.
Разрешение от исполкома — первым делом
Более того, с изменениями в части налогообложения должен поменяться и принцип начала работы. Сейчас он уведомительный, планируется сделать заявительный. Пока перед началом работы надо уплатить сбор, направить уведомление об открытии в исполком, который в течение пяти рабочих дней передает информацию в налоговую службу. Там сверяют, получен ли сбор. Данные совпали — вопросов нет. В скором времени планируется сделать следующий порядок: сперва нужно сообщить о желании приступить к работе в исполком, рассказать о местонахождении агроэкоусадьбы, ее собственнике, о характеристиках дома, условиях размещения в нем, об услугах, которые намерены оказывать… При исполкоме создается специальная комиссия, в которую будут входить не только представители госорганов, но и общественности. Они выедут на место и посмотрят, соответствует ли по факту заявленное в документе. Не будет разночтений — готовится одобрительный проект решения комиссии, который подписывает председатель. Есть вопросы — дается месяц на их устранение до следующей встречи.
Директор Департамента по туризму Минспорта Ирина Воронович поясняет, чем вызвана необходимость придания большей роли местным исполкомам:
— Работники исполкомов на местах порой лучше нас знают, кто и что намерен открыть в регионе. Да и личные контакты позволяют держать ситуацию с обращениями на контроле.
Отдыхать надо так, чтобы не мешать соседям
Еще один немаловажный момент, на который делает ставку регулятор, касается права собственности на агроэкоусадьбу. Слово Ирине Воронович:
— Важно, чтобы дом принадлежал либо самому заявителю — собственнику агроэкоусадьбы, либо близким родственникам, которые разрешили использовать его для приема туристов. Допустимую степень родства мы позже пропишем в нормативных правовых актах в развитие указа. Акцент на этом делаем для того, чтобы было проще в случае необходимости найти ответственного за нарушение законодательства. Это, как ожидается, должно снять часть вопросов, которые постоянно возникают в сфере.
Часть из них трансформируется в жалобы, поступающие не только регулятору, но и в другие госорганы. В Минспорта, например, за последние два года более 30 обращений по тематике агроэкотуризма, затрагивающих вопросы проведения свадеб, создания шумов, а также предложений о необходимости отрегулировать законодательство. Александр Кречетов проанализировал: больше всего сигналов от недовольных граждан поступает из Каменецкого, Волковысского и Минского районов. Отчасти это объясняется тем, что в тех регионах много объектов агротуризма, расположенных неподалеку от крупных городов, откуда приезжает много гостей. При этом рядом могут находиться дома, где постоянно проживают люди, которые хотят в выходные сами отдохнуть, а не становиться невольными соучастниками праздников за соседским забором.
— Сейчас, даже если соседи обратятся в милицию с жалобой на шум ночью от гостей на агроусадьбе, есть сложности с привлечением к ответственности виновных. Пока агроэкоусадьба с точки зрения законодательства не является жилым помещением, поэтому в действиях туристов и самого владельца состава правонарушения не усматривается. Еще один нюанс в том, что заявитель должен проживать в одном доме с теми, кто нарушает порядок. Предлагаем эти моменты подкорректировать, ввести механизм, чтобы работала цепочка: констатация шума ночью, в выходные и праздничные дни в жилом доме и на приусадебной территории, а затем ответственность того, кто шумит. При этом следует отметить, что наказание последует не только в отношении тех лиц, кто отдыхает в агроэкоусадьбе и создает сильный шум, но и самих субъектов агроэкотуризма, если их деятельность таким образом создает нарушение общественного порядка или спокойствия граждан. Поэтому, если жалобы будут возникать из-за деятельности владельца, который создает шум, привлекаться к ответственности будет уже хозяин. Дважды в течение года нарушил законодательство в сфере агроэкотуризма, что обязательно зафиксируют в исполкоме, — на полгода остановись. Мы не пытаемся запугать кого-то, а настраиваем на то, что есть правила, которые надо соблюдать. И очень рассчитываем, что недобросовестных это вразумит.
Что в меню?
Еще ряд ожидаемых новшеств в части оказываемых услуг. В частности, их спектр планируется разделить на обязательные и дополнительные, а само количество пересмотреть. Так, услуги бань, саун, аренды инвентаря для занятия спортом, транспортные могут стать дополнительными. Без договора о проживании и питании приобрести их будет нельзя. Ожидается, это должно отсеять с рынка тех, кто неплохо зарабатывает под видом агроусадеб близ крупных городов.
Понятие питания претерпит изменения.— Понятие питания также претерпит изменение, — обращает внимание Александр Кречетов. — Сейчас предусмотрено, что питание осуществляется, как правило, с использованием продукции собственного производства. И хозяева едут на рынок и там закупают продукты. Может, добавят немного лука или укропа со своей грядки, если такая есть. Но это нивелирует деятельность по производству и переработке сельхозпродукции, ведению личного подсобного хозяйства, которая обязательно должна развиваться на агроэкоусадьбах, — таков один из основных посылов законодательства. Получается, что хотим попробовать в глубинке деревенские продукты, национальную пищу, а там чуть ли не тайская еда на выбор — о каком сельском колорите мы тогда говорим?
Не можете накормить всех гостей со своего огорода? Кооперируйтесь с соседями. Как вариант — взять дополнительную землю для ведения личного подсобного хозяйства, если на имеющемся участке жалко перекапывать газон.
В то же время некоторые владельцы агроэкоусадеб могут возразить: разве можно одновременно принимать гостей и заниматься огородом? Ирина Воронович делится мнением на этот счет:
— В большинстве случаев туристы приезжают не спонтанно, а по предварительной договоренности. Можно спланировать день с учетом этого. К тому же некоторым гостям порой интересно вспомнить детство и самим поучаствовать в ведении хозяйства под руководством хозяина агроусадьбы.
Чтобы было где разминуться
Корректировка коснется и части проживания. Например, согласно законодательству количество комнат не должно превышать десяти. Но отдельные владельцы усадеб толкуют это так: не больше десяти для проживания — значит, комнат может быть больше. Поэтому встречаются такие примеры, когда в одной агроэкоусадьбе на выбор гостей 12 и даже 30 комнат, в которых может разместиться одновременно до сотни гостей. При этом жилыми могут значиться только положенные десять, а удобство для сна в остальных — на усмотрение клиентов. Хотя все условия для отдыха в других комнатах тоже созданы.
— Планируется, что будет так: в жилом доме для проживания должно быть не более десяти жилых комнат с учетом хозяйских. В это число войдут и комнаты, расположенные в гостевых домиках, раз они не считаются самостоятельными жилыми домами, а идут как пристройки. Если «лишние» комнаты будут сдаваться для целей, не связанных с агроэкотуризмом, то такая деятельность не будет считаться деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, как и было заложено в Указе от 2006 года № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь», — подчеркивает Александр Кречетов.
Отчасти поэтому и сам термин «агроэкоусадьба» претерпит изменения. В частности, под ней будет пониматься жилой дом с имеющимися при нем гостевыми домиками, принадлежащий на праве собственности сельхозорганизации, физлицу или члену его семьи, благоустроенный применительно к условиям определенного населенного пункта и расположенный в сельской местности.
Банкет можно, но с оговоркой
Из числа услуг агроусадеб может уйти проведение банкетов, которые происходят по разным поводам. В результате городской общепит жалуется на растущий отток клиентов. А владельцы получают возможность устанавливать на своей территории какие угодно расценки, диктуя разные условия и уплачивая при этом скромный сбор.
— Мы не запрещаем свадьбы в агроусадьбах как таковые, — акцентирует внимание Ирина Воронович. — Тем более что есть немало примеров, когда свадьбы проходят в национальном стиле, с учетом белорусских традиций. Просто согласно мнению отдельных наших регионов организация и проведение свадеб должны осуществляться с соблюдением пожарных и санитарных норм, а также иных обязательных требований. Для этого разумно изменить статус субъекта, который занимается данной деятельностью, — не как представитель агроэкотуризма, а как индивидуальный предприниматель, пересечение здесь не запрещено. За примерами далеко ходить не надо: сегодня 37 сельхозорганизаций спокойно развивают на своей базе агроэкотуризм. Да, хозяевам придется уплачивать другие налоги, но это будет справедливо.
— С учетом предстоящих изменений в налогообложении разница будет несущественной, — отмечает Александр Кречетов. — Так, ИП будет уплачивать подоходный налог в размере 16 процентов. Плюс, возможно, услуги бухгалтера. Затраты эти покроются с лихвой. Предварительно изучали вопрос: никакого переоборудования и исполнения жестких требований не предвидится.
В прошлом году в агроусадьбах отдохнуло более полумиллиона человек.В Минспорта уверены: такие изменения целесообразны, ведь под видом агроусадеб многие пытаются сокрыть гостинично-ресторанный, банный, событийный бизнес.
— Люди быстро сориентировались, что под льготные условия можно сделать много дополнительного. Лазейки для этого, увы, есть, мы их и хотим прикрыть. Иначе теряется весь смысл задумки на фоне подмены понятий — это, напомню, поддержка села и сохранение традиций, возрождение села, предоставление услуг, которые близки к понятию агротуризма, создание рабочих мест для людей, которые проживают на периферии. Наш опыт ценится в других странах, отчасти еще и поэтому на нас возлагается большая ответственность за то, что мы транслируем, — озвучивает позицию Ирина Воронович.
Александр Кречетов дополняет:
— Чтобы компенсировать выпадающие доходы части хозяев, в проекте указа предусмотрено право проводить мастер-классы по ремеслам, которые могут пригодиться в жизни гостей. Например, по хлебопечению, плетению…
Спрос есть — конкуренция растет
В Минспорта и туризма не скрывают, что готовы к разной реакции игроков сферы. Ирина Воронович рассуждает так:
— Люди, которые воспользовались лазейками в законодательстве и создали бизнес возле городов, не хотят его потерять. Поэтому возражения и недовольства мы ждем. При этом уверены, что найдем понимание и поддержку у тех, кто переехал на село, занимается огородом, выращивает животных, сохраняет и возрождает местные традиции и кухню, — их большинство.
Скольких субъектов может потерять сфера, если изменения будут приняты в предложенном виде? Слово Александру Кречетову:
— Мы прогнозируем, что не больше сотни. В основном это касается тех нарушителей, которые не выдерживают сейчас земельный норматив, по сути, оказывая под видом агротуризма гостиничные услуги. Впрочем, конкуренция в сфере из года в год увеличивается. Так что на место одних тут же придут другие. Повод так думать дают нам и наблюдения за рынком в последние годы. Так, в 2021-м число агроусадеб выросло на семь процентов и составило 3150. Больше всего новичков прибыло в Минской и Витебской областях — 82 и 62 соответственно. При этом из более чем трех тысяч зарегистрированных усадеб фактически работали почти 2,8 тысячи — это нормальное явление. Суммарно они заработали 30,7 миллиона рублей, оказав услуги 564 тысячам человек. Эти показатели больше допандемийного 2019-го, когда к нам массово приезжали иностранцы. В подавляющем большинстве это были белорусы. Доход за 2021 год по сравнению с 2020-м вырос на 20 процентов, количество посетителей — на 23 процента. При этом за все время господдержки, начиная с 2006 года, количество агроусадеб выросло почти в 93 раза, их суммарный доход — в 6190 раз.
Директор Департамента по туризму Минспорта считает, что у нашего агроэкотуризма большие перспективы, несмотря на ожидаемые изменения:
— Белорусы за время пандемии распробовали отдых в агроэкоусадьбах, им понравилось. Уверена, что и в дальнейшем спрос будет сохраняться. А значит, точно будет и предложение.