Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 января 2022 года подписал закон, которым утверждается новая редакция Кодекса об образовании. Законом определяются основы государственной политики в сфере образования, закрепляются положения, направленные на повышение эффективности, качества и доступности образования, с учётом тенденций развития современного образовательного пространства и практики применения действующего кодекса.
Какие новшества внесены в Кодекс об образовании, корреспонденту газеты «Светлае жыццё» рассказал начальник отдела образования, спорта и туризма Лельчицкого райисполкома Владимир Гриб.
— Владимир Адамович, система образования не стоит на месте и постоянно совершенствуется. Какие изменения включены в новую редакцию кодекса, касающиеся среднего образования?
— В новую редакцию кодекса включены изменения, которые произошли за последние 10 лет. Установлены принципы, которые остаются незыблемыми для отечественной системы образования. Это доступность, качество образования, социальные гарантии.
Цели, задачи, основные требования к воспитанию не претерпели существенных изменений. Однако отдельные положения актуализированы, уточнены функции педагогов и родителей в этой области. Так, к обязанностям родителей отнесено обеспечение выполнения их детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся.
Усиление дисциплины на всех уровнях образования касается всех субъектов образовательного процесса — и обучающихся, и педагогов, и родителей, да и в целом правил, которые установлены в учреждениях образования.
Родителям в законопроекте дано право на получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах учёбы детей, но в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей обучающихся.
— Какое основное нововведение?
— Основное нововведение — среднее образование стало обязательным, что делает выпускника более конкурентоспособным на рынке труда. В прошлой редакции обязательным было базовое. Однако это не значит, что после окончания 9 классов школьники будут обязаны продолжить обучение и перейти в 10-й класс. Как и ранее, желающие смогут учиться в профессионально-технических и средних специальных учреждениях. Анализ распределения выпускников показал, что сегодня 62–69% девятиклассников продолжают обучение в школе, 22% — в учреждениях среднего специального образования, 17% — в профессионально-технических учреждениях.
— Уменьшилось ли количество видов учреждений образования?
— Да, уменьшилось. Не станет таких наименований, как «учебно-педагогический комплекс детский сад — начальная, базовая или средняя школа». Это не означает, что эти учебно-педагогические комплексы, особенно востребованные в сельской местности, с 1 сентября 2022 г. прекратят своё существование. Такие учреждения будут называться «начальная школа», «базовая школа» или «средняя школа», и им предоставят право реализовывать программу дошкольного образования.
— В каком возрасте ребёнок, согласно новому закону, сможет пойти в первый класс?
— Раньше много вопросов возникало относительно того, в каком возрасте нужно принимать детей в первый класс. В настоящее время первоклашками могут стать ребята, достигшие шестилетнего возраста до 1 сентября. По заявлению одного из законных представителей учащегося начать обучение в школе может ребёнок, которому 6 лет исполнится с 1 по 30 сентября. Стоит отметить, что согласно новой редакции кодекса руководитель учреждения образования может принять ребёнка в первый класс на основании заявления одного из его законных представителей и решения педагогического совета, если будущему ученику исполнится 6 лет до конца календарного года.
— Что поменялось в проведении факультативных занятий?
— Для разгрузки учащихся предусмотрена возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися V—XI классов. Сейчас они проводятся только в IX—XI классах.
— Как будет проводиться аттестация выпускников?
— Это важное изменение. С 2023 г. ребята 11-х классов будут сдавать централизованный экзамен. Это сразу решает несколько проблем. Во-первых, дети получат самую объективную оценку знаний. В проведении аттестации не будут участвовать учителя, которые преподавали у них в школе. Само испытание будет проходить на определённых площадках, например, для нашего района этой площадкой определён Лельчицкий профессиональный лицей, по аналогии с ЦТ. Во-вторых, изменится форма экзаменов. Раньше выпускникам приходилось готовиться и к изложению, и к контрольной письменной работе. Затем для поступления в вуз ребята сдавали и ЦТ. А сейчас испытание будет проходить только в виде теста. Уже определено, что этот национальный экзамен у выпускников будет по двум предметам — русскому или белорусскому языку, а также математике. Это значительно упрощает работу детям и педагогам по подготовке к итоговой аттестации. Кроме того, на адаптацию к изменениям даётся год. Предметы для ребят не новые. Теперь после школы они получат сертификаты о прохождении национального экзамена, которые будут приниматься и в высших учебных заведениях как вступительное испытание. Для школьников это большой плюс.
— В обновлённом кодексе прописаны изменения, касающиеся поступления в старшие классы гимназий?
— Это касается 10-х классов. Ребята будут зачисляться на конкурсной основе. В прошлые годы мы принимали туда всех, кто пожелал продолжить обучение в стенах учреждения. Но старшая ступень в гимназии — профильная. И тот, кто намерен осваивать определённые выбранные предметы на повышенном уровне, должен быть к этому готов. Но порой получалось, что в 10-е классы мы набирали и тех, у кого, условно, по профильному предмету было 5 баллов. И мы обязаны были их взять. Хотя совершенно понятно, что желание ребёнка должно несколько коррелировать с учебными достижениями. Сейчас же закрепили норму: зачисление организуют на конкурсной основе, возможно, по среднему баллу документа об образовании и отметкам по профильным предметам. И такие пороговые оценки станут хорошей мотивацией для детей, чтобы они более осознанно выбирали направление, стремились на протяжении всей учёбы к более высоким достижениям. Это мировая практика. Она к нам пришла — и это правильно. По каким критериям будут отбирать ребят? Этот вопрос будет конкретизирован Министерством образования позже. Экзаменов никаких не будет, но, думаю, отметки сыграют роль — у кого будет выше балл, тот и поступит.
Аналогичный принцип отбора существует сейчас в профильные группы 10 классов школ. Чтобы выпускнику базовой ступени поступить в такой 10-й класс, необходимо иметь средний балл документа об образовании не ниже 6, а по профильным предметам — не ниже 7. Гимназий же это правило не касалось.
— Как оптимизированы виды дошкольных учреждений?
— В предыдущей редакции их было шесть, а в нынешней остаётся только три: детский сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребёнка. Однако это не значит, что изменится количество таких учреждений. Речь идёт только об упорядочении их наименований.
Второе отличие касается возможности реализации программы дополнительного образования детей и молодёжи. Такая норма вводится в кодекс впервые. Это позволит в учреждениях дошкольного типа проводить кружковую и иные формы работы для развития способностей воспитанников.
Ещё одно изменение предоставляет возможность получать дошкольное образование на дому, чего не было ранее. Такое образование у нас в стране не является обязательным, поэтому в предыдущей редакции документа не учитывалась возможность получить его на дому детям, которым по медицинским показаниям нельзя было посещать сады. Для устранения подобных ограничений и была введена новация. Уже к началу предстоящего учебного года будет разработано соответствующее нормативно-правовое обеспечение.
Надежда ГУД.