В прошлом году недалеко от Гомеля начались раскопки в рамках уголовного дела о геноциде населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В работу включены сотрудники прокуратуры, следствия, 52-го отдельного батальона Министерства обороны и другие. К теме приковано внимание СМИ, общественности. Я как историк и заместитель директора областного музея военной славы помогал с архивными документами. Сейчас раскопки приостановлены, но не завершены. Уже понятно, что под Ченками находится одно из крупнейших захоронений жертв войны на территории нашей области.
При этом определенные силы с трагедией в ченковском лесу связывают не нацистов, а сталинские репрессии. Такие заявления звучали в 1990-е, в 2007-м и сейчас. Однако у них нет доказательств. Давайте взглянем на факты. Пока найдены останки 400 человек, такого количества репрессированных у нас не было. Да и чаще под расстрельные статьи попадали мужчины. А в лесу возле Гомеля находят много женских костей. В ямах обнаружили немецкие монеты и флягу, а также личные вещи погибших (тогда как у репрессированных все изымали). Да и характер захоронений был бы другим: тела не лежали бы в несколько слоев, скорее единично.
Еще любители переписывать историю бросили в Сети вопрос: если людей в ченковском лесу расстреливали фашисты, то они делали это буквально на глазах у партизан, а те бездействовали? Место трагедии, и правда, находится недалеко от «Партизанской кринички». Но делать из этого какие-то подлые выводы совершенно некорректно. Партизанский отряд «Большевик» находился в ченковском лесу недолго: примерно месяц, в августе 1941-го. Потом немцы узнали о его дислокации, и представители сопротивления ушли в сторону Борщевки Речицкого района. В начале или середине октября 1941 года они вернулись, но уже во второй половине ноября выдвинулись в чечерский массив. Больше сюда не возвращались. Если подытожить: партизаны недолго находились рядом с областным центром и только в самом начале войны. Тогда и зверства со стороны немцев не носили массового характера.
Сколько ни читал информацию в интернете, что это якобы жертвы сталинских репрессий, не видел ни одного подтверждающего документа. Зато вижу много сомнительного или вовсе не достоверного материала. А тема трагедии в ченковском лесу должна быть сдержанной и требующей деликатного отношения, ведь речь идет о памяти ни в чем не повинных людей. Здесь недопустимо политизировать и хайповать.
Также хотел бы отметить, что немцы часто расстреливали своих жертв на местах существующих захоронений, чтобы в будущем скрыть следы собственных преступлений. Однако, во-первых, в случае с ченковским лесом этому пока нет никаких подтверждающих фактов. Например, в военные годы в Новобелице находилось гетто, и только там гитлеровцы уничтожили две с половиной тысячи человек. Скорее всего, их захоронили в ченковском лесу. Тем более в военных документах упоминался девятый километр трассы Гомель – Чернигов.
Сейчас уже очевидно, что близ Гомеля покоится в разы больше 400 человек. Это место большой трагедии. Наша задача – назвать виновных и сохранить память о погибших.