В Лельчицах с 2004 года функционирует государственное учреждение образования «Лельчицкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», в котором работают люди, имеющие поистине огромное, наполненное нежностью и любовью, сердце. Они каждый день оказывают бесценную помощь «особенным» детям и их родителям.
За 17 лет существования центра не одно поколение подросло и ушло во взрослую жизнь.
В учреждении царит особая атмосфера. Каждая деталь интерьера, созданная умелыми руками сотрудников, проникнута любовью, где нет места формализму и равнодушию. «Особенные» дети чувствуют особенно, поэтому вокруг всё яркое и светлое. Учебный план для таких детей тоже особенный: в нём нет теоремы Пифагора, стихов Пушкина. Этих детей учат на первый взгляд элементарным вещам: держать ложку и чашку, есть и пить, ходить в туалет, убирать за собой, одеваться и раздеваться — то есть всё то, что пригодится им в самостоятельной жизни. И это совсем не просто, специалистам необходимо железное терпение и настойчивость, умноженные на ласку и доброту.
Коррекционный центр является координатором специального образования Лельчицкого района. В банке данных состоят 752 ребёнка с особенностями психофизического развития. В ЦКРОиР получают коррекционную помощь 29 детей. В классе — 8 обучающихся, из них 3 — обучаются на дому.
В центре работают: учитель класса, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педагог социальный, инструктор-методист по адаптивной физической культуре, воспитатели, врач, медсестра, медсестра по массажу, помощники воспитателя.
Для детей до трёх лет функционирует кабинет ранней комплексной помощи, где работают учитель-дефектолог и педагог-психолог. При необходимости подключается медсестра по массажу и инструктор-методист по адаптивной физической культуре. В данный момент раннюю комплексную помощь получают 3 ребёнка.
На протяжении всего времени функционирования центра идёт отслеживание развития специального образования в районе, а также ведётся мониторинг эффективности коррекционного воздействия в каждом из учреждений образования, где воспитываются и обучаются дети с особенностями психофизического развития.
— В образовательный и коррекционный процессы включены все дети из банка данных. Кто-то посещает пункты коррекционно-педагогической помощи в детских садах или школах, кто-то обучается в интегрированных классах, некоторые по медицинским показаниям перешли на домашнее обучение. Дети с самыми сложными заболеваниями обучаются здесь, в центре, — рассказала директор центра Наталья Зуевич. — Специалистами ЦКРОиР осуществляется консультирование родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития, по вопросам обучения и воспитания ребёнка в семье, педагогов и руководителей учреждений образования по вопросам сопровождения образовательного процесса и обеспечения адекватных условий обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.
Помимо этого, Центр координирует работу учителей-дефектологов, а в районе их 44. Психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет углубленное комплексное обследование детей с целью построения личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса.
— Чем раньше приведут к нам ребёнка — тем лучше. Если родители заметили, что их ребёнок отличается от сверстников: плохо говорит, имеет проблемы со слухом, зрением или опорно-двигательным аппаратом, если у него есть трудности в общении с детьми или взрослыми, — надо обращаться к нам, — рассказывает педагог-психолог Алла Бровко. — Мы проводим обследование детей и определяем, нуждается ли ребёнок в помощи логопеда, дефектолога, психолога и других специалистов.
— Роль семьи в воспитании «особенного» ребёнка трудно переоценить. Как правило, родители стремятся создать благоприятные условия для развития своих детей. Ведь от того, насколько мама и папа ощущают себя ответственными за своего ребёнка, понимают его проблемы, зависит положительная динамика в состоянии ребёнка и более полная и счастливая жизнь всей семьи. На базе центра функционирует семейный клуб «Надежда», который проводит заседания по вопросам психологической, социальной и юридической помощи, а также по организации праздников и развлечений для детей и родителей, — добавляет заместитель директора коррекционного центра Марина Сечко.
—Хочется поблагодарить неравнодушных людей, индивидуальных предпринимателей нашего района, которые оказывают спонсорскую помощь учреждению. А также учащихся лельчицкой школы №2 и районной гимназии, которые ежегодно принимают участие в благотворительных акциях, работают в качестве волонтёров, распространяют среди населения буклеты о «особенных» детях и участвуют в совместных мероприятиях, — сказала в завершение нашей беседы руководитель центра Наталья Зуевич.
Анна ЮШКЕВИЧ.
Фото автора.