Неделю назад группа, состоящая из жителей Ударненского сельского Совета и сотрудников сельисполкома, отправилась в туристический поход на поиски урочища Красное, которое находится на территории Припятского заповедника вблизи деревни Замошье. Идея отыскать это место неслучайна.
— К нам в сельисполком пришло письмо, в котором житель Замошья Арсений Дамасевич известил о месте захоронения около 30 человек — воинов действующей Красной Армии в болотистой местности урочища Красное Петриковского района. Автору письма уже 82 года. В силу возраста он посчитал своим долгом рассказать об этом месте захоронения, —отмечает в беседе исполняющий обязанности председателя Ударненского сельисполкома Надежда Фещенко, она же участница турпохода.
Из письма: «Погибшие солдаты шли на соединение к партизанам в деревню Новое Полесье. Но именно там, в болоте, немцы сделали засаду, было это в марте 1942 года, и из миномётов их всех расстреляли. Затем тела убитых перенесли на пригорок и похоронили около молодого дубка. С тех пор это место называют урочище Красное. Там же, в 1954 году, в косовицу на болоте мы находили и портупей командира, и гранаты. Попалась на глаза алюминиевая расчёска, на которой ножом было написано: «Гена 19 лет», ну, а документы, наверное, были сворованы немцами. Мама моя нашла сумку командирскую, за что получила награду — 15 вафельных солдатских рушников. Спустя несколько лет, когда мы шли с женой с приходского праздника, на дороге нашли ещё и кости человеческих ног. Жена просила оставить, но я не смог — принёс их на Замошское военное кладбище, где и захоронил.
Дорога из Замошья через Путьково в урочище Красное составляет порядка 6 километров. На том месте в то время рос молодой дуб».
Отправляясь на поиски места захоронения, участники похода взяли соответствующее разрешение, ведь урочище Красное расположено на территории Припятского заповедника. В сопровождении опытнейшего лесника заповедника Василия Мащица группа отправилась на поиски.
— Это была очень непростая дорога. Мы шли около двух часов. Приходилось преодолевать заболоченные места, поросшие камышом и другой растительностью в человеческий рост. Если упустишь из виду впереди идущего, тогда сразу же заблудишься. Видели змей. Диких животных не встретили. Когда уставали — делали привалы в Путьково, у Турецкого болота и на островах Грива (так называют безымянные болота в этой местности).
Сопровождающий Василий Мащиц по дороге рассказывал истории из жизни своей матери, которая также подтверждала тот факт, что в этих местах захоронены наши солдаты, — рассказывает Надежда Фёдоровна. — Когда добрались до места назначения, перед нами росли дубы, под ними — ягода морошка. Этот кусочек земли выглядел каким-то особенным. Он, как будто, навевал о тех страшных событиях, которые происходили во время войны.
В завершение беседы, Надежда Фещенко отметила, что каждый участник турпохода проникнулся атмосферой непроходимых болот, на себе прочувствовал спартанские условия, в которых приходилось сражаться нашим солдатам с немецким врагом, и, конечно же, почтил память всех погибших во время Великой Отечественной войны.
Время неумолимо движется вперёд. Свидетелей тех страшных событий, их потомков, которым они передали достоверные события войны, становится всё меньше. А некоторые факты и вовсе уходят вместе с человеком, так и не раскрывшись. Но так не должно быть. Ужасающие факты уничтожения белорусского народа не должны умалчиваться, уходить в небытие. Историю войны необходимо передать потомкам без искажений.
Юлия ХУК.
Фото предоставлено участниками похода.