Погода, сирень

24 мая почитают мученика Мокия. Созвучие имени в народе связывают с «макрэчай». Примечали: дождь в этот день — к мокрому лету, солнце — к жаркому и сухому. Возможно, поэтому, чтобы заручиться добрым «надвор’ем», проводили обряды освящения полей, а в некоторых регионах — даже крестные ходы.

В это время начинается разгул «навальнiц», к которым нужно относиться, как и в прежние времена, с опаской, соблюдая правила поведения, которые не меняются столетиями. В некоторых регионах женщины утром выносили в совке несколько горящих угольков из печки и заливали их только что надоенным молоком. Считали, что это поможет избежать пожаров от попадания «маланкi». Согласно преданиям, с таким «небесным» огнем может справиться только молоко.

По поверьям, о приближении градовой тучи и вообще о какой‑то природной стихии предупреждает очень резким голосом редкая птица «жаўна». В народных представлениях она выступает как настоящая «вястунка». Это большой черный дятел с красной шапочкой на голове. Яркую отметину на макушке рассматривают как связь со стихией огня. Селится в глухих лесах, большей частью в хвойных, подальше от людского глаза. Его довольно трудно увидеть. Отсюда особая таинственность в отношении этой птицы, которую в народе наделяют множеством черт, связывающих мир человека с миром духов. Дерево, о которое постучал клювом черный дятел и оставил отметину, остерегались брать для постройки. Оно шло только на дрова.

По легенде, в «жаўну» Бог превратил человека-«пча­ля­ра», бортника, который не соблюдал правил и запретов, работал в главные праздники и делал зарубки на дереве, а у каждого бортника они особые. С тех самых пор черный дятел не переставая долбит дерево. Дупло, которое делает для себя, использует только один год, затем готовит новое, а старое занимают белки, куницы и лесные пчелы.

27 мая — день Исидора, чье имя в народе подверг­лось «изменениям», превратившись в Сидора. Допускался «налет» холодов. Говорили так: «Прыйшлi Сiдары, прыняслi сiверы». Северный ветер, что пролетал утром, мог задержаться надолго, принося плохие прогнозы на лето.

Сидора звали «огуречником», как и следующего за ним Пахома. Он приходился на 28 мая и был огородным праздником. Правда, преподобного Пахомия, наоборот, окрестили «бокогреем», добавляя: «Пахом павее цяплом». К этому времени земля становится «лагоднай, як сырадой», которая и нужна для огурцов. Говорили: «Сей гуркi як Пахом, то будзеш цягаць iх мяхом». Каждая «гаспадыня» имела свои семена, но если «шлi ў пазыкi» за каким‑то новым сортом, то получали только определенное количество семян — 7—9—12. Символическая плата за них тоже была фиксированной, чтобы у дающих огурцы не перевелись.

29 мая — «прысвятак» с «агрономическим уклоном» Федор. Его считали помощником в уходе за культурами «з калючымi вусамi», такими как ячмень и овес.

ПРИМЕТА 

Если утро следующего дня после Мокия будет ясным, то можно ожидать жаркого лета.

sb.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: