Жизнь человека связана с потреблением товаров и услуг. Порядок их реализации и качество должны соответствовать законодательству и государственным стандартам. Для защиты интересов потребителей в Республике Беларусь учреждён День потребителя, который ежегодно проходит 15 марта. Об этом в интервью с начальником отдела экономики Лельчицкого райисполкома Татьяной Буцкевич.
— Под каким девизом проходит день защиты прав потребителя в 2021 году?
— Под девизом «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами». Это глобальная проблема, требующая скоординированных международных решений. Хочу отметить, что разумный подход к использованию, утилизации и переработке пластиковых материалов направлен на сохранение природных ресурсов, благополучной экологической обстановки во всём мире. Первый Всемирный день защиты прав потребителей прошёл в 1983 году.
— Какие виды одноразовой пластиковой посуды запрещаются к использованию и продаже в объектах общественного питания?
— Перечень одноразовой пластиковой посуды, использование и продажа которой запрещаются с 1 января этого года, определён постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 февраля прошлого года. В соответствии с перечнем, запрещаются к использованию и продаже в объектах общественного питания следующие виды одноразовой пластиковой посуды: вилки, ложки, ножи, палочки для размешивания напитков, стаканы, тарелки, трубочки для напитков, упаковка для продукции общественного питания и пищевых продуктов (контейнеры, лотки, коробки, банки, бутылки, ланч-боксы, коррексы), за исключением упаковки для кулинарных полуфабрикатов и кондитерских изделий, чашки.
— На что следует обратить внимание потребителю при приобретении товаров, работ, услуг?
— Во-первых, необходимо внимательно ознакомиться с информацией о товаре (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык). Информация о товаре должна быть полной и достоверной, на русском или белорусском языках. Также внимательно следует читать договор, когда приобретаете какую-либо услугу, работу, так как ваша подпись на договоре свидетельствует о том, что вы согласились со всеми условиями. Всегда берите чеки или иные документы, подтверждающие факт приобретения товара, работы, услуги.
— Расскажите, куда можно обратиться и какой алгоритм действий потребителя при приобретении некачественного товара?
— В соответствии со статьёй 41 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» государственную защиту прав потребителя и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляют в пределах своей компетенции, уполномоченные государственные органы, в нашем районе это отдел экономики райисполкома, а координирующая функция закреплена за Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
При приобретении некачественной продукции, потребителю рекомендуется зафиксировать претензию, сделав запись в книге замечаний и предложений продавца, в которой должны быть чётко сформулированы требования потребителя. В соответствии со статьёй 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать: замены товара на качественный товар, соразмерного уменьшения уплаченной стоимости, возврата уплаченной стоимости. При этом продавец не вправе отказать в удовлетворении требований, даже если товар использован частично, упаковка вскрыта или повреждена. И ещё хочу сказать, что в Лельчицком райисполкоме ко Дню потребителя 15 марта, с 9 до 10, по номеру 5-12-84 пройдёт прямая линия по вопросам потребительской тематики.
Анна ЮШКЕВИЧ.
Фото автора.