«То сменку забудет, то тетради». Что делать родителям рассеянного ребенка

0
410

Часто родители учеников начальной школы сталкиваются с проблемой недостаточной организованности и рассеянности детей. Младшие школьники как будто испытывают на прочность терпение родителей, забывая «сменку», оставляя дома тетради с выполненным заданием, вспоминая в последний момент о том, что завтра нужны материалы для урока труда. Как не раздражаться на ребенка, а помочь ему, рассказывает врач-психотерапевт Анна Затрутина.

Когда ребенок регулярно показывает свою рассеянность, у родителей закономерно возникает эмоциональная реакция на эти внезапные проверки собственной стрессоустойчивости.

Очень часто родитель руководствуется собственной потребностью «выглядеть хорошим» в глазах учителя и не в меру болезненно воспринимает оплошности своего ребенка. Также зачастую чувство беспомощности, непонимание причин рассеянного поведения ребенка приводят родителя к мысли о том, что «с ним что-то не так».

Что же происходит с ребенком на самом деле?

Для тех, кто считает, будто бы рассеянность — это проявление равнодушия, ответ может показаться странным. Потому что истина прямо противоположна этому убеждению. Рассеянность является проявлением тревожности. А тревожность вызвана тем, что у ребенка воспитано чувство ответственности (часто даже — гиперответственности). Но при этом еще отсутствует достаточный физиологический и личностный ресурс для того, чтобы эту ответственность полноценно реализовать в своем поведении.

В среднем до возраста 12 лет степень развития лобных долей мозга не предусматривает способности к полноценному планированию. Эмоциональная сфера также не получила еще достаточного для управления эмоциями развития (тем более если единственное, что мы можем предложить ребенку для эмоциональной саморегуляции, — это фраза «Немедленно прекрати»).
Ребенок, «посеявший» сменку или ключи, оставивший дома тетрадь со старательно подготовленным домашним заданием, страдает ничуть не меньше расстроенного этой новостью родителя. Даже больше. Поскольку именно в возрасте обучения в начальной школе основной личностной потребностью ребенка является желание быть принятым обществом, соответствовать требованиям и нормам, установленным взрослыми.

Самые распространенные детские страхи в возрасте от 7 до 11 лет (исключая характерный для этого возраста страх смерти родителей) связаны с боязнью сделать что-то не так, получить уничижающее замечание значимого взрослого, «не вписаться» в требования школы.

Избыточная тревожность действует подобно компьютерной «вирусной программе», отнимая на себя ресурсы нервной системы — те ресурсы, которые ребенок, будучи более спокойным, смог бы направлять на освоение навыков самоконтроля и лучшее усвоение необходимого объема информации. Именно поэтому строгость, жесткость, порицание не способствуют улучшению ситуации, а только усугубляют ее.

Как же родитель может помочь своему младшему школьнику?

Традиционно начинать нужно с себя. Даже дети более старшего возраста составляют единое эмоциональное поле со своими родителями. Чаще — с матерью. Именно поэтому большинство современных практикующих психологов предложат вам заняться прежде всего решением своих эмоциональных проблем, если вы приводите на консультацию тревожного ребенка. Человеку, который не наблюдал этого своими глазами, трудно бывает принять этот факт, понять и представить, насколько сильно влияет на ребенка достижение его мамой состояния эмоционального благополучия.

Достигнув внутреннего убеждения «я — хорошая (хороший)», повышайте также самооценку ребенка. Для этого чаще демонстрируйте принятие ребенка, обнимайте, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Проявляйте искреннюю заботу о ребенке, оказывайте ему поддержку, обязательно хвалите за любые, даже кажущиеся незначительными, достижения. Хвалите в присутствии других детей и взрослых. Но хвалите только за реальные достижения и делайте это так, чтобы ребенок понимал, за что именно его хвалят.

Старайтесь не вовлекать ребенка в соревновательную деятельность, особенно в такую, где нужно быстро выполнить некий объем работы в сжатые сроки.

Называйте ребенка по имени, а не обезличенно («сына», «доча»).

Выслушивайте все, что ребенок хочет вам сказать, реагируйте на то, что услышали.

Запомните, что ребенок хочет учиться хорошо и выглядеть хорошим в ваших глазах и глазах учителя. Ваша убежденность в этом будет помогать придерживаться правильного, помогающего стиля общения.

Создайте атмосферу доброжелательности в доме. Разделите понятия «плохие оценки» и «плохой ребенок». Ваш ребенок хороший, даже когда его оценки плохие. Оценки могут стать лучше.

Не сравнивайте достижения своего ребенка с достижениями других детей. Сравнивайте результаты его деятельности с его же собственными результатами («помнишь, неделю назад у тебя это не получалось, а сейчас получается так хорошо!»).

Не торопите и не подгоняйте ребенка, когда вам кажется, что он слишком долго выполняет какое-либо задание. Вы можете поинтересоваться, нужна ли ваша помощь. Если нужна, оказывайте ее терпеливо и последовательно.

Осваивайте навыки саморегуляции, релаксации сами и обучайте им ребенка. Помните, что от младшего школьника преждевременно требовать безупречной самоорганизации. Если вы проверите, все ли учебники и тетради уложены в рюкзак, взял ли он спортивный костюм для урока физкультуры — в этом возрасте вы не «разбалуете» ребенка, а поможете ему.

Если ваша работа не позволяет уделять школьнику достаточно внимания, удобно использовать «напоминалки» в телефоне, на маркерной доске, на прикрепленном магнитом к холодильнику листочке. Если эту «напоминалку» вы будете составлять вместе с ребенком, сопровождая этот процесс какой-то веселой присказкой, шансов на то, что ребенок вспомнит ее содержание самостоятельно, значительно больше.

Источник:rebenok.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: