– Вначале хотелось бы вкратце описать концепцию исследования. При ее формировании учитывалось, что на социальное самочувствие и электоральное поведение населения будут оказывать влияние такие факторы, как действия кандидатов в президенты, их штабов, деятельность организаторов выборов, СМИ, объективные социально-экономические и геополитические условия и их субъективная оценка. Мы провели по выборке анонимное анкетирование более тысячи респондентов (1048, если быть точнее) – жителей села, районных центров и крупных городов области, представителей всех возрастных и социально-профессиональных групп, – пояснил Виктор Кириенко.
О социальном самочувствии накануне выборов
Главное отличие выборов 2020 года от предыдущих (2015-го) в том, что на самочувствие населения оказывают влияние независимые от Беларуси и ее жителей факторы: пандемия COVID-19, обвал цен на нефть, изменения курсов валют, незатухающий украинский кризис на фоне глобальных информационных войн. На момент опроса (напомним, он проводился в июне) при общей высокой готовности респондентов к участию в предстоящих выборах самыми неопределившимися оказались рабочие промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также самые молодые избиратели 18–29 лет.
Довольно интересные ответы получены и на вопрос анкеты: что вы или члены вашей семьи предпринимаете, чтобы улучшить свое материальное положение. С 2015 года ответы примерно одинаковые: по 30–40% опрошенных отвечают, что они «затягивают пояса» – стараются жить по средствам, снижают траты. Такое же количество что-то делают своими руками (выращивают овощи, шьют, строят, ремонтируют). От 4 до 14% респондентов ответили, что ничего не предпринимают для улучшения материального благополучия своей семьи либо редко где-то подрабатывают по контракту, повышают квалификацию, осваивают новую профессию или занимаются предпринимательством. Иными словами: люди уже вышли из бедности, но не стремятся делать что-то большее.
Следует отметить, что на вопрос: кто в первую очередь нуждается в государственной финансовой поддержке, опрошенные респонденты отметили пенсионеров (69%), молодые семьи (54%), работников системы здравоохранения (36%), агропромышленного комплекса (25%) и учителей (25%).
О СМИ
Что касается источников получения информации жителями региона, то в этом году респонденты отметили, что регулярно узнают новости в интернете и по телевидению – 67% и 60%. По 53% опрошенных – в ходе беседы с друзьями, родственниками и с помощью наружной рекламы. Также важные источники – это единые дни информирования, встречи с представителями власти (48%) и радио (42%). Все большее значение получают социальные сети. Фаворитами у жителей области оказались «ВКонтакте», «Телеграм», «Одноклассники» и «Инстаграм». В числе аутсайдеров – «Фейсбук» и «Твиттер».