В июле 1941 года в Лельчицах организована патриотическая комсомольско-молодёжная организация в количестве пятидесяти человек, которая действовала до 15 мая 1942 года. Возглавляли группу, в состав которой входили в основном молодые люди из кружка самодеятельности, Николай Кудин — директор районного Дома культуры и Михаил Чечко — главный агроном Лельчицкой МТС.
Руководство Лельчицкой подпольной организацией ставило следующие задачи: взорвать биржу труда в райцентре, чтобы не дать фашистам возможности угнать молодёжь в Германию; и жандармерию; поддерживать связь с партизанами и снабжать их продуктами питания; вести разъяснительную работу среди полицейских; вести среди патриотически-настроенного населения района разъяснительную агитмассовую работу о положении на фронте, оказывать еврейскому населению помощь в побеге из гетто.
Свою работу подпольщики начали с распространения листовок, в которых передавали населению района информацию Совинформбюро. Только для того, чтобы напечатать пару листовок, проделывалась огромная работа. Для начала нужно было собрать радиоприёмники. Этим занимались Тимофей Хилько, Григорий Колесник и Иван Игнатовский. Они собрали несколько радиоприёмников и спрятали их в доме Тимофея Хилько.
Глава семьи своим домашним не рассказывал о том, что состоит в подпольной организации. Но его супруга сама догадалась, когда немцы провели в доме несколько обысков. После них муж и рассказал своей жене Татьяне про радиоприёмники. Весной 1942 года Тимофей Хилько положил их в вещевой мешок, сел в лодку и поплыл к партизанам. Партизану Ивану Белоцкому он приёмники и передал. С тех пор начал ходить в лес, чтобы послушать передачи из Москвы и узнать новости с фронта. Жена же Тимофея и спустя десятки лет после войны говорила, что если бы сейчас увидела эти радиоприёмники, то узнала бы их сразу. Так же семья Хилько помогала бежавшему в лес директору маслозавода Сухомлинову.
Машинку для печатанья листовок сделали Николай Кудин и Хаим Фридман. Шрифт, бумагу и краску для печати листовок давал работник типографии Костя Шкуратовский. Листовки печатались на тонкой розовой бумаге.
Члены подпольной группы собирали оружие, еду и одежду для партизан. Они помогали людям уйти в лес, узнавали от своих людей в полиции, когда и кого собираются арестовать или расстрелять, и пытались это предотвратить.
Так, например, с помощью полицейского Николая Федорука освободили группу военнопленных, которых собирались расстрелять. Среди пленных были депутат Верховного Совета БССР Константин Ястремский, коммунист Моисей Круковский, партизанский связной Ефросинья Зеньковец и несколько командиров Красной Армии.
Николай Федорук, придя на своё очередное ночное дежурство, дождался момента, когда немцы уснут. Он взял несколько винтовок и открыл камеру с пленниками. Те сразу и не хотели выходить, и Федоруку пришлось им объяснить, что это побег. Вместе с ними Николай ушёл в лес к партизанам, остаться он уже не мог. Среди партизан он выделялся как мужественный и отважный боец. Николай Федорук погиб при выполнении задания партизан в д. Лохница.
Сестра Николая Федорука, Надежда, также состояла в патриотической комсомольско-молодёжной организации. Юная девушка распространяла листовки, добывала важные сведения, которые передавала народным мстителям, доставляла еду пленным в тюрьме. Вместе с братом она ушла к партизанам и стала там разведчицей. Девушка выполняла все поручения, рискуя своей жизнью. Надя никогда не жаловалась на трудности, которые ей приходилось преодолевать. Но в мае 1943 года юная партизанка пошла в разведку и не вернулась. Её схватили немцы. Сначала они пытались уговорить её сказать о местоположении партизан, обещая хорошую и обеспеченную жизнь. Не получив ответы на свои вопросы, они пробовали заставить её говорить силой. Но отважная девушка молчала. Утром её повесили. Наде ещё не было 19 лет.
Много людей помогало патриотической комсомольско-молодёжной организации. Среди них была и Ольга Радкевич из Картыничей. Она приходила к людям в дом и читала листовки. Её помнят как отважную, бесстрашную, смелую. Однако её выследили немцы и отвели за луг на речку, где и расстреляли. За ней бежал её племянник Коля Радкевич, который и стал свидетелем расстрела. Его фашисты тоже убили и сбросили в реку как ненужного свидетеля.
Рассказывая про молодёжно-подпольную группу, нельзя не упомянуть и отважную Веру Веренич. Мама девушки, Анастасия Степановна, родилась в д. Осенское. Но в 1914-м году покинула Лельчицкий район. Семью Веренич война застала в Кормянском районе. Вере тогда было 19 лет. Её отец Адам остался там для развёртывания партизанского движения. А сама Вера с мамой, братом Владимиром и младшей сестрой Соней попытались эвакуироваться на Восток, но под Орловом их развернули обратно.
Однако во время эвакуации Вера сбежала от мамы и отправилась на фронт в город Кричев Могилёвской области, где Красная Армия вела оборонительные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Она как доброволец помогала солдатам: подносила снаряды к пушке. Когда же погиб заряжающий, Вера стала на его место и сама вела огонь по врагу.
Там же, под Кричевом, Вера попала в плен. Когда разбили её оружие, девушку засыпало землёй. Но, придя в себя, она смогла выбраться и попала сразу в руки немцев. Те, видя, что на ней военная гимнастёрка, стали спрашивать, кто она. И Вера соврала, сказав, что она сестра милосердия. Немцы оставили её в живых и отправили помогать раненым пленным бойцам Красной Армии. Но и из плена ей удалось бежать. Вера вернулась в Корму. И оттуда уже с семьёй направились в родные края её матери — д. Осенское Лельчицкого района.
Вера страстно ненавидела немецких захватчиков. И, вспоминая бой под Кричевом, сказала: «Ну, если б это было в моих силах, я б их всех подорвала, гадов, дала бы им «жизненное пространство»! Но вот беда: не так просто это делается…».
Вера не могла найти себе места и сидеть без дела, она пошла туда, куда её тянуло. Нашла тех, кого искала. Вера Веренич стала членом патриотической комсомольско-молодёжной подпольной группы. О войне Вера рассуждала так: «Вот сейчас наши пока что отступают, но в поражение я ни за что не верю. Придёт Родина и спросит: «А ты что делал для Победы?..» Надо действовать!»
Вера выполняла самые трудные поручения: днём она была вежливой и дружелюбной с немцами, выведывая полезную для подполья информацию. А ночью девушка расклеивала листовки. Утром немцы их срывали. Но на следующую ночь Вера снова их расклеивала. Патриотка не раз успокаивала маму, говоря о том, что у них толковые руководители, что они знают, как усыпить бдительность врага: они же и готовят для них на кухне, и на сцене выступают. Спустя годы мама Веры Веренич сравнивала патриотическую комсомольско-подпольную организацию с «Молодой гвардией», только вот прожили они мало.
(Продолжение следует).
Анастасия ШЕВЧЕНКО, хранитель фондов районного краеведческого музея.