Централизованное тестирование — серьёзное испытание для абитуриентов. Если выпускник действительно нацелен на то, чтобы поступить в учебное заведение выбранного профиля, то подготовка к сдаче ЦТ проходит серьёзно и основательно. А когда труд вознаграждается заветными ста баллами — это радость вдвойне от того, что все старания, усилия и время потрачены не зря. Всё это ох как хорошо знакомо обладательнице стобалльного сертификата по белорусскому языку Алине Зновец, выпускнице городской средней школы №1, золотой медалистке.
Девушка призналась, что на такой высокий результат не рассчитывала. Но в душе надеялась сдать тестирование по белорусскому языку на более чем 90 баллов.
— На трёх пробных этапах РТ по этому предмету набирала в районе 85-ти баллов, причём, когда выходила из аудитории, то, проверив и проштудировав себя, понимала, что допустила глупые ошибки и их в последующем быть не должно, — рассказывает Алина. — Не могла дождаться результатов ЦТ, волновалась, заходила на сайт по 2-3 раза на день. И вот мне пишет знакомая, что уже известны результаты тестирования по белорусскому языку. С замиранием сердца зашла на сайт. Увидев, что сдала на 100 баллов, не поверила. Поначалу находилась в шоковом состоянии, потом нахлынули непередаваемые эмоции от счастья.
Я поинтересовалась у собеседницы, кому она первому сообщила эту радостную новость.
— Если честно, я личность сюрпризная, — отвечает с улыбкой девушка. — В комнате в тот момент была одна. Быстро сделала скриншот и отправила своей учительнице белорусского языка и литературы Елене Николаевне Тушинской. Родителям пока ничего не говорила. Учительница тут же позвонила, переспросила, правда ли это, и с воодушевлением в голосе поздравила с успехом. В то мгновение показалось, что она была ещё счастливее меня! А когда вся наша семья вечером собралась, я объявила свою радостную весть. Все были очень счастливы за меня и не хотели расходиться. Бурные эмоции переполняли!
— Как проходила подготовка к тестированию? Когда она началась? — засыпаю вопросами собеседницу.
— Почин был заложен ещё в третьем классе, когда я записалась на олимпиаду по белорусскому языку, — говорит Алина. — В четвёртом на районной олимпиаде заняла второе место и поехала отстаивать честь района на областном этапе соревновательной борьбы. С пятого класса попала в руки опытного педагога Елены Николаевны Тушинской и каждый год под её руководством готовилась к олимпиадам и занимала призовые места. В 9-м классе Елена Николаевна предложила посостязаться с моей сестрой, одиннадцатиклассницей, тоже её ученицей, кто наберёт больше баллов в выполнении заданий ЦТ прошлых лет. Мной овладел дух здорового соперничества. Целенаправленно к тестированию стала готовиться в 10-м классе, посещая профильную группу, в которую вошли 7 человек. Мы выполняли много тестовых заданий, учительница приносила свои разработки, устраивала нам языковые «ловушки». Елене Николаевне было в удовольствие работать с нами, она увлекала и заряжала нас. Мы также получали задания на дом, и потом отчитывались, что каждый сделал самостоятельно. Мне всегда хотелось уменьшить количество ошибок.
— В 11 классе дополнительным источником подготовки стали факультативные занятия, — продолжает девушка. — Если на какое-то правило допускалась ошибка, то вся группа работала над этой темой: выполняла тестовые задания и упражнения на то или иное правило. На следующий раз педагог давала на закрепление контрольный тест. Так прорабатывали практически каждую тему. Занималась с большим энтузиазмом. Даже после сдачи выпускных экзаменов две недели до ЦТ тоже посвятила подготовке. «Мне важен результат», — говорила наш педагог, порой жертвуя своим личным временем. Елена Николаевна всегда поддерживала нас словами: «Вы сможете получить сто баллов». Учительница верила в наши силы и в этом успехе большой её вклад.
Алина считает: чтобы успешно сдать тестирование, нужно поставить себе цель и усиленно заниматься; сколько времени, каждый определяет для себя сам: кому-то хватает и полгода, другим нужны несколько лет. Главное — работать с тестами, повторять правила и закреплять заданиями, при этом не допускать пробелов в знаниях.
— Мы перерешали все тесты учебных пособий, начиная с 2009 года, всего 110 вариантов, включая задания репетиционного тестирования, которые давались на трёх этапах. И ещё очень важно, чтобы рядом был человек, который мотивировал бы на результат, — дополняет собеседница.
— А задания на ЦТ тебе показались трудными? — задаю вновь вопрос.
— Вполне по силам тому, кто серьёзно готовился, — отвечает Алина. — Если бы я увидела эти задания впервые, то, конечно, они показались бы сложными. Но после стольких выполненных вариантов уже хорошо ориентировалась, на какое правило то или иное задание. Так что просто собралась, сосредоточилась и выполняла.
Результатов тестирования по остальным предметам Алина ещё не знает, и с будущей профессией пока не определилась, намекнула лишь, что это будет либо лингвистическое, либо экономическое направление.
Не могу не сказать, что Алина Зновец из большой дружной семьи, в которой воспитывается семеро детей. С раннего детства родители привили своим дочерям и сыновьям любовь к труду, все они работают на приусадебном участке, выращивают овощи, помогают вести домашнее хозяйство. Папа, Павел Петрович, уверен: тот, кто проявляет себя в работе, и в учёбе не подкачает.
— Старшая дочь Оля после окончания Мозырского педагогического университета работает учительницей начальных классов в агрогородке Стодоличи, ещё две дочери — студентки: Юля учится в Гомельском медицинском, а Ира — в Мозырском педагогическом университетах,— добавляет Павел Зновец. — Алине решать, кем стать в будущем. Главное — быть хорошим человеком, грамотным специалистом и любить своё дело.
Светлана Липская.
Фото автора.