Василий Кирщин встречает тридцать первую мирную весну с памятью о товарищах, погибших в Афганистане

«Часто снится армия, друзья-однополчане, особенно то место, где располагалась наша военная часть. Очень хотелось бы встретиться с теми, с кем прожили два незабываемых года…»

Зубного врача Лельчицкой центральной районной больницы Василия Кирщина знают многие. Он словно визитная карточка стоматологического отделения: всегда подтянут и приветлив, коллеги и пациенты отзываются о нём только с положительной стороны. И семья у Василия хорошая. С женой Светланой идут по жизни уже на протяжении практически двадцати пяти лет, вырастили двоих замечательных детей. Дочь Ирина живёт и работает в одном из минских банков, сын Дмитрий  — студент последнего курса Белорусского национального технического университета.

Общаясь с Василием, никогда и не подумаешь, что ему довелось пройти неспокойными дорогами афганской земли. Люди, которые прошли этот путь, не любят вспоминать и говорить об этом, но в их пронзительных глазах, которые считаются зеркалом души, искажающее зеркало исчезает — остаётся только оголённая душа… Бывших солдат не бывает.

Василий Кирщин родился и вырос в деревне Дуброва Лельчицкого района. вместе с ним подрастали ещё два брата — старший Виктор и младший Алексей.

В 1986 году Василий поступил в Оршанское медицинское училище, решив стать зубным врачом.

— Проучившись один год, меня призвали отдать долг Родине, служить в Вооружённых Силах. Это сейчас ребята не хотят идти в армию, а тогда это было делом чести. Что за парень, который не служил? Конечно, я хотел доучиться, но в то время, как только наступал призывной возраст, получали повестку и отправлялись на призывной пункт. В армию я уходил из Орши и не знал, где буду служить, мог очутиться и на Дальнем Востоке, и на Севере, и за границей. Конечно, молодость, бесстрашие брали своё, в это время многое не воспринимаешь всерьёз, — поделился мыслями собеседник.

— Начало службы проходило в Борисове, потом нас отправили в Ашхабад, оттуда в Марыйскую область, посёлок городского типа Иолатань, где находилась мотострелковая учебка. Нас готовили как мотострелков-санинструкторов. По прошествии шести месяцев из солдат с медицинским образованием сформировали медроту для отправки в Афганистан. Нас торжественно выстроили на плацу, с каждым индивидуально попрощались и под звуки марша «Прощание славянки» мы погрузились в самолёт. Прилетели в узбекский город Термез, а оттуда через мост на механизированных колоннах прибыли в свою часть, которая охраняла военные склады и находилась на самой границе с Афганистаном. Я служил санинструктором.

Роль песни на войне — в цене всегда вдвойне

— О том, что за определённой чертой идёт война, на которой погибают наши ребята, мы знали исключительно по слухам. Было страшно, но в тоже время как-то не хотелось в это верить, — продолжил Василий Кирщин. — В военных действиях наша воинская часть не участвовала — охраняли склады с боеприпасами и осуществляли санитарный контроль. В мои обязанности входил ежедневный утренний осмотр солдат на выявление у них заболеваний.

В Афганистане очень жарко. Температура воздуха иногда достигала плюс шестьдесят градусов. Эпидемиологическая ситуация была критической. Солдаты болели брюшным тифом, гепатитом, поэтому приходилось ежедневно проводить дезинфекцию в столовой и казармах.

Нелегко матери провожать и ждать сыновей из армии. В семье Кирщиных, кроме Василия, в Афганистане служил и старший брат Виктор, который был десантником. Он не из рассказов знает, что такое война…

Брат Василия Виктор знает, что такое война…

Из воспоминаний матери воинов-афганцев Марии Алексеевны (ныне уже покойной): «Я не знала, что мои сыновья попали служить в Афганистан. Об этом мне рассказал сосед Николай. Его сын, оказывается,  служил вместе с моими ребятами. Как-то он меня встретил и говорит: — Мария, не переживай, с твоими хлопцами всё хорошо, они живы.

Я, как узнала про Афганистан, ни одной ночи спокойно не спала, всё прислушивалась к звукам машин, которые проезжали по улице, боялась, что вот-вот возле дома остановится одна из них и люди в военной форме зайдут в дом. Словами не расскажешь, что пришлось пережить, передумать… Это может понять только тот человек, который через это прошёл. Но, слава Богу, они вернулись живыми».

Последний год службы Василия Кирщина пришёлся на 1989 год. Их часть одна из последних покинула зону военных действий 14 февраля по знаменитому мосту Дружбы через реку Амударью, который соединяет Афганистан с Узбекистаном и построен силами советских строителей в 1981 году.

— До демобилизации мне оставалось служить ещё три месяца, положенный срок службы проходил в Грузии. Помню, как сейчас, что вернулся домой на Пасху. Каждый раз, когда вспоминаю этот день, на душе становится тепло и радостно. От того, что весна, от того, что все живы, что вернулся домой, что родители и братья встретили на пороге, — с волнением в голосе говорит Василий Васильевич.  — А учёбу пришлось заканчивать уже в Гомельском медучилище.

На прощание герой повествования сказал:

— В армии служить надо. Только там ты становишься настоящим мужчиной, узнаёшь,  чего ты стоишь. Как ни в каком другом месте, именно в армии проходишь настоящую школу жизни, уроки которой остаются в сердце навсегда.

Людмила Штарёва.
Фото автора и из семейного архива Виктора Кирщина.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: