Кошкин дом
Хозяйка, можно сказать, уникального для страны учреждения, активист Гомельского общества защиты животных “Доброта” Марина Ступинская — известный человек в волонтерской среде. Ранее обездоленные кошки и собаки ютились под ее опекой в обычном доме в Ветковском районе. Многочисленные постояльцы в стесненных условиях и дискомфорт для сельчан подвигли к поиску более просторного помещения в отдалении от людей.
Такой объект нашелся в Рогачевском районе. Марина приобрела его за свои средства, вырученные от продажи дома. Располагается хоспис “Добреника” на территории старой сельской школы. Участок почти в гектар — практически идеальная местность для приюта, где эта удивительная женщина самозабвенно выхаживает своих зверюшек. Ветфельдшер по профессии, она может оказать и душевную, и медицинскую помощь.
Одно из помещений занимают кошки. Здесь есть зоны для еды и сна, светло и тепло — домик обогревается печью. Многие из пушистых постояльцев имеют серьезные увечья, однако самые темные времена для многих остались позади. А по поведению животных с ходу и не скажешь, что они чем-то отличаются от здоровых собратьев. Резвятся, общаются друг с другом и в целом хорошо уживаются вместе.
Между тем у каждой зверюшки трагическая судьба. Васенька оказался у Марины несколько лет назад в ужасном состоянии после того, как на предприятии попал в емкость с кислотой. Несмотря на все усилия, пришлось ампутировать три лапки. Однако сейчас это обстоятельство не мешает ему передвигаться и даже запрыгивать на невысокие объекты. Еще он очень ласковый и спокойный.
А вот кошка с атаксией. Это заболевание влияет на координацию движений, из-за чего животное немного неловко передвигается, но это, пожалуй, единственная особенность. В остальном обычный питомец.
У подопечных хосписа как раз было время приема пищи, и к компании обедающих постояльцев скромно пристроилась пушистая соседка. Волонтерам ее отдали хозяева. Кошка тяжелее других перенесла разлуку с ними. Пару недель не ела, потеряла шикарную шерсть, боялась армии соседей. Немного осваиваться начала лишь несколько месяцев спустя. А еще здесь живет целая кошачья семья. После смерти владельца его родственникам пушистые друзья оказались не нужны.
Собачья преданность
В другом здании старой школы живут собаки, за которыми нужен особый уход. Среди постояльцев пес, прибывший из могилевского отлова. Марина показывает его старый ошейник с данными владельца. Волонтеры обращались по указанному на жетоне адресу, но там сказали, что к собаке отношения не имеют. Песику около десяти лет, он седой, однако в целом нормально себя чувствует.
Здесь есть несколько отделений, одно из которых для “спинальников”. У рыженькой собаки ампутированы задние лапки. Неизвестно, по какой причине это произошло. О животном волонтерам рассказала женщина, которая подкармливала его в дачном поселке. В знак благодарности собачка провожала свою спасительницу до автостанции два километра и такой же путь преодолевала, возвращаясь обратно. От дальних и частых передвижений, по сути, ползком у нее до костей стерлась кожа.
Еще одного песика неравнодушные люди увидели в зоне отселения в Чечерском районе, когда проезжали на машине. Остановились, покормили. Пес тощий, голодный и без шансов на выживание. Гомельчане не смогли забыть страдальца, на следующий день вернулись за ним и передали Марине.
Собаки живут и в сараях, переделанных в вольеры. Несколько подопечных бегают по территории. Валет — один из них. Когда-то он жил в гаражах, потом получил травму. Люди оплатили ампутацию лапы, правда, затем решили его усыпить — негде было держать в восстановительный период. У песика есть проблемы со здоровьем, но это не мешает ему проявлять доброжелательность и быть бесконечно преданным своей хозяйке. Ни на минуту он не хочет отпускать ее от себя.
Волонтеры рассказывают: с какими бы проявлениями человеческой жестокости ни столкнулись животные, они, если можно так сказать, не держат на них зла. А выздоровев, забывают про свои недуги. Прощение — вот чему еще стоит поучиться у братьев наших меньших.
Не по закону
По сути, весь хоспис полностью на Марине. По возможности помогают активисты из сообщества, приходят несколько местных мальчишек. Конечно, дополнительная подмога нужна всегда, постояльцев здесь более 70. И чтобы обеспечить уход за ними, надо приложить немало даже чисто физических усилий. Есть потребность в материальной помощи.
Руководитель ОЗЖ “Доброта” Екатерина Костюкова рассказывает: на пожертвования неравнодушных людей поменяли окна в доме для кошек, провели воду, купили бензиновый генератор, печь. Но многое еще предстоит сделать. Из первоочередного — построить дополнительные вольеры, установить забор, сделать ремонт в помещениях. Есть задумка со временем оборудовать веткабинет для процедур и стационарное отделение.
Екатерина Костюкова
— Во многом ситуация с бездомными кошками и собаками связана с отсутствием в нашей стране — единственной среди европейских государств — закона о животных. Последними в прошлом году такой документ приняли россияне, — рассказывает Екатерина Костюкова. — Без законодательной базы нет возможности изменить способы сокращения популяции. Отлов и утилизация к нужному результату не приводят: животных меньше не становится. Уже давно доказана неэффективность этих негуманных мер.
Нужны стерилизация, чипирование и ответственность граждан за своих подопечных, которая формируется в том числе системой штрафов. Например, если полицейский в Литве обнаружит выброшенную собаку, владелец ответит за это финансово.
Другой взгляд
Даже сложно представить, сколько трудностей в волонтерской работе. Между тем есть и светлые стороны. Екатерина Костюкова подчеркивает: последние пять лет наблюдается прогресс в общественном восприятии проблемы. У людей формируется понимание, что даже своих домашних подопечных необходимо стерилизовать.
Больше становится желающих помочь. А здесь любая инициатива ценна: откликнуться с подвозом, внести вклад в покупку корма, оплату операций и других ветуслуг. С миру по нитке, как говорится. Например, волонтерскому сообществу периодически небольшой суммой помогает одна школьница. Но дело не в деньгах, а в стремлении человека сделать что-то хорошее.
— Невыносимо смотреть на то, как мучается животное, пострадавшее от жестокости человека или внешних причин, — говорит зоозащитница. — Но когда ты проходишь путь спасения вместе с ним и видишь, как умирающий подопечный становится здоровым, это вдохновляет на другие шаги — большие и маленькие. И не только волонтеров. Как-то к нам в хоспис приехала женщина забирать питомца. Увидев, как радостно ее встречали некогда покалеченные кошки и собаки, сказала: ну какие у меня проблемы? Да, начинаешь по-другому смотреть на жизнь.
А главное — понимаешь, что многое в ней можно изменить.
Татьяна Гремешкевич.
Фото автора.