Проблемные вопросы пограничного взаимодействия Беларуси и России, темы безопасности и выполнения международных обязательств были рассмотрены на совещании у Президента с участием Государственного секретаря Совета Безопасности С. Зася и председателя Государственного пограничного комитета А. Лаппо. О подробностях встречи во Дворце Независимости Анатолий Лаппо рассказал в вечернем эфире телеканала «Беларусь 1». Предлагаем вниманию читателей печатную версию интервью.
О судьбе Договора по охране госграницы
— Белорусско‑российский Договор о совместных усилиях в охране Госграницы Беларуси был подписан в 1995 году. Отдельные статьи документа утратили свою актуальность. Например, в 1995 году было главное управление пограничных войск Беларуси. Вместо него сейчас Государственный пограничный комитет. Раньше была федеральная пограничная служба Российской Федерации, теперь — ФСБ России. Были командующие погранвойсками Беларуси и РФ. Это ушло в небытие. Сейчас новые принципы в построении охраны границы, новые условия. Появились новые риски, вызовы и угрозы. В 1995 году у нас не было даже национальной пограничной школы и Союзного государства. Так что у Президента приняли решение договор обновить. Да, существующий продлим, но в ближайшее время с российскими коллегами необходимо создать рабочие группы и выходить на принципиально новый договор. Те статьи, которые работают, нужно оставить. Неработающие — проанализировать: почему они не работают, по чьей вине. Например, 8‑я статья — оказание помощи в техническом оснащении. Если она не работает, зачем ее прописывать? Необходимо конкретно определить обязанности каждой стороны по охране внешней границы Союзного государства. Более подробно будет разложена оперативная составляющая.
О перемещениях граждан из третьих стран
— К примеру, едет гражданин из третьей страны транзитом через пункт пропуска «Брест». Мы проверяем у него все документы. Нет никакого секрета, что есть общая база для невъездных граждан, общая база розыска. Мы человека проверили, и если все документы в порядке, то он свободно передвигается по территории Беларуси. Затем он попадает, допустим, на смоленский, брянский, псковский участок границы, но его не пускают. Почему? Для меня как пограничника это непонятно. Данная ситуация бьет и по нашему имиджу, и по государству, и даже по ведомству. Получается, что нам якобы не доверяют. С другой стороны, иностранец приезжает в РФ, имея белорусскую и российскую визу. Коллеги его проверят по базам данных, и он едет к нам. Мы же им доверяем и пропускаем. Все должно быть на взаимном доверии.
Об очередях на границе
— По информации российской стороны, очереди — до 10 километров! Но белорусских пограничников на этом участке границы нет. А очереди все равно появляются. Едет человек с грузом, его проверили, он прошел все таможенные и пограничные процедуры. Приезжает на внутреннюю границу, и там еще контроль. Но какой там должен быть еще контроль? Мы транзитное государство и небогатая страна. У нас нет запасов газа и нефти. Мы дорожим каждым рублем, который идет в копилку нашего государства. Ведь зарабатываем определенные деньги на транзите, а получается, что наш бюджет теряет доходы в сложившейся ситуации.
Еще раз подчеркну: мы не нахлебники! Как говорится, зарабатываем своим горбом. Каждую копейку кладем в бюджет и потом уже распределяем. У нас манны небесной и золотых приисков нет. И при таких условиях мы теряем деньги. Для нас все это непонятно.
Об эффективности совместной работы
О совершенствовании пограничной безопасности
— У нас уже была программа по обустройству «прибалтийской» границы. Ее мы завершили. Сейчас прибалтийский участок нашей границы обустроен, в этом году вводим на нем в строй последнюю заставу — «Каменный Лог». Ныне работаем над новой программой, рассчитанной до 2021 года. В соответствии с ней построили общежития, закупили технику, еще закупим несколько летательных аппаратов, автомобильную технику и инженерные средства, благодаря чему выставим еще порядка 40 километров инженерных заграждений. И готовимся обсуждать с российскими коллегами разработку еще одной программы. Такие программы дают хороший результат.
О степени защищенности белорусской границы
— Современная система охраны границы у нас внедрена и постоянно совершенствуется. Но мы ее уже не воспринимаем как новинку, она стала обыденной вещью. В нынешнем году обустроили пограничный пост «Кемелишки», который полностью оснащен самыми современными средствами защиты: сигнализацией, камерами наблюдения. В результате если раньше там требовалось порядка 25 — 35 человек, то ныне достаточно 15 — 20. Также и застава «Дивин» на украинском направлении и в техническом, и в бытовом отношениях — застава XXI века. Далее мы планируем внедрить беспилотники на каждой заставе, обеспечить каждый погранотряд автожиром. Ныне стоит задача — и мы над ней работаем совместно с американскими и российскими партнерами — закрыть государственную границу по контуру чернобыльской зоны. Там серьезное заражение территории — граница охраняется беспилотниками. Планируем так называемую зону отчуждения оснастить камерами видеонаблюдения и создать центр оперативного управления в Хойниках. Там будут находиться операторы, отслеживающие все, что происходит на участке границы длиной 370 километров.
О новом статусе главы попечительского совета Ассоциации гимнастики