Советская Белоруссия №13 (24396). Четверг, 23 января 2014 года
Здесь не было прорывов фронта и «котлов» для вражеской армии. Этот полесский край воевал по–своему — по–партизански. Военная страница жестокой и героической истории Лельчицкого района — это не «сухие» бои местного значения, а настоящая народная война. В 2019 Лельчицы отмечают 75–летие освобождения от немецко–фашистских захватчиков.
«Полесская Хатынь»
В архивах нет довоенных фотографий или планов Лельчиц и 60 местных деревень. Документы, как и все здесь, сгорели в огне страшных пожарищ. Лельчицкий район историки называют «полесской Хатынью». После оккупации уцелели только 32 дома деревни Дубницкое. Все остальные превратились в пепел. Часто — вместе с жителями… Правда, начинали фашисты с расстрелов мирных людей. Уже 4 сентября 1941–го на окраине Лельчиц были казнены 800 евреев — как местных, так и бежавших сюда из Турова. Массовый геноцид населения Беларуси начался год спустя.
Вспоминает ветеран Великой Отечественной войны, сражавшийся с фашистами в Восточной Пруссии, 88–летний Адам Алесич:
— Когда отец ушел на фронт, я был еще подростком. Поэтому с матерью и сестрами остался в родной деревне Букча. Зимой 42–го люди подняли тревогу, что немцы едут жечь нашу деревню. Мы все спрятались в лесу, а в Букче прошел бой между немцами и партизанами Ковпака. Через два дня мы вернулись. Деревня пустая. Собрали все пожитки, запасы зерна и — в лес. Так два года в самой чаще жило поселение — человек 700. Помогали чем могли партизанам, а они нам. В 44–м уже в рядах Красной Армии я пошел бить фашистов на фронт. В 50–м после демобилизации приехал в родную Букчу, а ее нет. Сожгли… Здесь все сожгли…
В огонь фашистские изверги отправляли стариков, больных и даже младенцев. Здоровых и молодых, а их набралось в районе около 4 тысяч человек, грузили, как скот, в вагоны для работы в Германии. Иногда сжигали и убивали всех жителей — для устрашения местного населения и партизан. Такая участь постигла деревню Тонеж. 262 человека зверски замучены фашистами 6 января 1943 года.
Трижды освобожденные
И сегодня территория Лельчицкого района на 80 процентов покрыта лесами. А в 1941–м это был вообще дремучий край. Припятское правобережье находилось на обочине крупных наступательных операций. Поэтому в регионе действовали немецкие гарнизоны и карательные экспедиции. Карта их дислокаций и наездов часто носила «плавающий» характер. Поэтому уже 9 сентября 1941 года Лельчицкий партизанский отряд восстановил в райцентре советскую власть. Правда, удерживать ее удалось недолго. Второе и наиболее известное освобождение Лельчиц совершили в 42–м году знаменитые партизаны Ковпака. Вместе с отрядами Сабурова они провели военный рейд по Белорусскому Полесью. Сражение за Лельчицы современники окрестили «партизанскими Каннами», найдя параллели со знаменитой битвой античности, в которой карфагеняне наголову разбили римские легионы. В роли полесского Ганнибала выступил Ковпак. В ходе этой операции партизаны впервые действовали как части регулярной армии.
Подробности боя знает и.о. директора Лельчицкого районного краеведческого музея Анастасия Шевченко:
— Вражеский гарнизон из 600 человек был окружен в Лельчицах и после артобстрела уничтожен в ходе ожесточенного боя на улицах города. Немецкое подкрепление, подоспевшее со стороны Житомира, — две бронемашины и 300 человек пехоты — было полностью разбито.
Партизанская «армия» пошла дальше. Немцы ответили жестокими карательными экспедициями. Третье и окончательное освобождение пришло только в январе 1944 года.
Бой у брода
После славного похода Ковпака для местных жителей начался самый страшный период войны. Немецкие каратели занялись зачисткой территории. Воспоминания очевидцев сохранила историческая хроника:
«…В деревне Картыничи немцы живыми зарыли в землю 27 человек, среди них — 70–летнюю старуху Герман Анну, 2–летних Германа Василия и Любу, 8–летнего Германа Николая…»
«В деревне Буйновичи немцы взяли 5 детей Фадея Фицнера: Женю —12 лет, Полю — 7 лет, Марусю — 3 года и близнецов Аню и Федю — 7 месяцев. Вывезли за деревню и на площадке расстреляли…»
«…В деревне Приболовичи немцы поймали 47 человек, закрыли в магазине и подожгли его со всех углов…»
За оружие начали браться все местные жители. Небольшие партизанские отряды стали возникать повсеместно. Один из таких отрядов спас жителей деревни Краснобережье. Эту схватку местные краеведы окрестили «боем у брода». 15 партизан, занявших позиции в заброшенных дотах «линии Сталина», уничтожили два грузовика карателей.
Вокруг воронки и окопы
Еще весной 1943–го партизанами Сабурова возле деревни Дубницкое был оборудован аэродром, который быстро превратился в базу партизан. Сюда на боевую «обкатку» начали перебрасывать молдавских коммунистов. Вскоре было создано 1–е Молдавское партизанское соединение. Почти половину «молдаван» составили «обстрелянные» в боях полешуки, которые отправились воевать за освобождение солнечной республики.
Датой освобождения Лельчиц значится 23 января 1944 года. Части 14–й гвардейской кавалерийской дивизии и 117–й стрелковый полк 23–й стрелковой дивизии совместно с партизанами заняли райцентр. Собственно, в самом городе боя не было: немцы отступили, опасаясь окружения. Бои шли у местных деревень.
Подробности отыскал в архивах и окопах местный краевед, школьный учитель истории Виктор Чунин:
— Реальные бои продолжались здесь с января по май 1944 года, об этом свидетельствуют данные о потерях. В исторической литературе — это бои местного значения, но они были довольно ожесточенные. Округа изрыта воронками и окопами, а солдатские кости находят повсюду. Неизвестно, зачем немцы так «огрызались» в этих болотах и лесах, но они закрывали направления на Петриков и Туров — это деревни Замошье и Горка. Возможно, просчитывали вероятность операции типа «Багратион» и не хотели отдавать территорию для плацдарма.
Надо помнить
Война в этих местах напоминает о себе по–разному. И это не только ржавые штыки и неразорвавшиеся гранаты. В центре Лельчиц краевед Виктор Чунин раскопал блиндаж с мертвыми немцами. В нем обнаружил пишущую машинку, на которой печатались смертные приговоры его землякам. Здесь рассказывают мистические истории. В 60–е годы в деревне Зарубаное на старой мине взорвалась компания детей. После этого сельчанам начали сниться сны, смысл которых сводился к тому, что, если кости погибших солдат не перезахоронят, трагедии будут продолжаться. По словам местных жителей, колхоз даже выделил телеги и останки, найденные на месте предполагаемого боя, свезли на кладбище.
Есть в Лельчицком районе и необычный памятник всем погибшим полешукам. В деревне Симоничи на могилах бабушки и внучки, расстрелянных немцами, выросли две березы. Одна постарше, другая моложе. Стоят, словно обнявшись, поддерживая друг друга и напоминая людям об ужасах войны.