В настоящее время совершенствование системы налогового контроля основано на принципе: минимум вмешательства и негативных последствий для плательщика, максимум эффекта для бюджета. В налоговых органах данный вопрос решается посредством проведения камерального контроля.
Порядок проведения камерального контроля направлен на предотвращение правонарушений и предоставление плательщику права на добровольное исполнение налоговых обязательств, без привлечения к административной ответственности.
Новым и действенным механизмом при осуществлении налоговыми органами камерального контроля стало введение с 1 июля 2016 года электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость. Созданный функционал в автоматизированной информационной системе «Учёт счетов-фактур» предусматривает функции предварительного контроля для плательщика и камерального контроля для налоговых органов.
Система камерального контроля заключается в том, что субъект хозяйствования на стадии подготовки, а налоговый орган на стадии приёмки налоговых деклараций (расчётов) могут осуществлять своевременный контроль за полнотой и своевременностью уплаты НДС в бюджет.
Проводя камеральный контроль с использованием ЭСЧФ, налоговый орган контролирует не только правильность заполнения декларации по НДС в сопоставлении с выставленными (направленными), полученными и принятыми ЭСЧФ, но и контролирует показатели такой декларации (налоговую базу, налоговые вычеты и соответственно налог к уплате либо правильность определения суммы НДС, подлежащей возврату (зачёту) из бюджета).
В случае установления налоговым органом отклонений между сведениями деклараций по НДС и информацией из ЭСЧФ, плательщику предоставляется право на добровольное устранение причин отклонений и исполнение налоговых обязательств посредством направления налоговым органом уведомления о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений.
Анализ результатов камерального контроля, проведённого в 2017 году и текущем периоде 2018 года инспекцией МНС по Житковичскому району, показал, что плательщиками допускались нарушения, которые повлекли доплату налогов. Причинами таких нарушений в значительной степени являлось занижение налоговой базы и завышение налоговых вычетов по НДС. Большая часть субъектов хозяйствования допускает элементарные ошибки в части заполнения ЭСЧФ, что приводит к необоснованному принятию к вычету уплаченного «ввозного» НДС при ввозе товаров из Российской Федерации, таможенного НДС при ввозе из дальнего зарубежья. Плательщиком не создаются электронные счета-фактуры и не отправляются на Портал, налог на добавленную стоимость по электронному счёту-фактуре подписывается в одностороннем порядке продавцом, неверно указывается статус «Покупателя» в строке 15 ЭСЧФ в случае его выставления при ввозе товаров из стран Евразийского экономического союза.
Камеральный контроль осуществляет не только налоговый орган, но и плательщик в целях самоконтроля. После завершения отчётного периода и выставления (направления) всех исходящих и подписания всех входящих ЭСЧФ плательщику целесообразно до сдачи налоговой декларации (расчета) по НДС самостоятельно запускать предварительный контроль. Проверку необходимо запускать в личном кабинете АИС «Учёт счетов-фактур» в пункте меню «Камеральный контроль».
Камеральная проверка будет проводиться каждый раз в отношении каждой налоговой декларации, представляемой в налоговый орган. При сдаче плательщиком уточнённой декларации, налоговая инспекция вернётся к прошлому периоду и камерально проверит данные не только за I квартал 2017 года ещё раз, но и за 2017 год в целом, так как НДС — это налог, исчисляемый нарастающим итогом в течение налогового периода – года. При обнаружении отклонений плательщику будет направлено уведомление о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений.
Законодательством предусмотрена административная ответственность по результатам камерального контроля. К ответственности привлекаются как должностные лица юридических лиц, так и индивидуальные предприниматели.
Так, согласно части 1 статьи 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за непредставление в установленный срок документов и иных сведений, которые плательщики обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, предъявляется к уплате штраф в размере двух базовых величин с увеличением его на одну базовую величину за каждые три календарных дня просрочки представления документов и иных сведений, но не более тридцати базовых величин. Кроме того, невыполнение обязанности по выставлению (направлению) электронного счёта-фактуры в установленные законодательством сроки, влечёт также применение к виновным лицам административной ответственности по части 1 статьи 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Поводами к началу административного процесса среди прочего могут быть заявления физических лиц, сообщения должностных лиц организаций. При получении сообщения о том, что контрагент не выставил электронный счёт-фактуру, налоговый орган определит, есть ли основания для начала административного процесса.
При представлении налоговой декларации (расчёта) по НДС с внесенными изменениями и дополнениями и уплате НДС до законодательно установленного срока уплаты по соответствующему отчётному периоду, а также до составления акта камеральной проверки, административная ответственность применяться не будет.
Более подробную информацию, а также практическую помощь (на специально оборудованных рабочих местах) можно получить в инспекции МНС по Житковичскому району по адресу: г. Житковичи, ул. Социалистическая, д. 28а, в кабинете 12, а также по телефону (802353) 2-15-57. Кроме того, вся необходимая информация размещена на портале электронных счетов-фактур ресурса Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (http://www.vat.gov.by).
Светлана ТИХОНОВА,
начальник отдела камеральных проверок
инспекции МНС по Житковичскому району.