За свою историю Беларусь в силу географического положения не раз становилась ареной жесточайших войн, каждая из которых приносила смерть и разорение. Кровопролитной стала Великая Отечественная война, победа в которой была достигнута ценой больших человеческих потерь. На белорусской земле покоятся миллионы погибших не только в боях, но и те, кого хладнокровно убили гитлеровцы при оккупационном режиме. Геноцид был страшен, и одной из его форм стало уничтожение деревень, зачастую — вместе с населением. Символом горя и людских страданий является всемирно известный мемориальный комплекс «Хатынь». Увидеть этот монумент и почтить память погибших в годы ВОВ мирных жителей в Минский район со всего мира приезжают ветераны и просто неравнодушные люди. Еще одной Хатынью, но уже расположенной в Полесье, историки окрестили деревню Тонеж. О ней известно гораздо меньше, что, однако, не умаляет страданий, через которые довелось пройти ее жителям. Печальная участь быть сожженной вместе со своими расстрелянными жителями постигла ее зимой, в разгар войны.
Число ветеранов, увы, с каждым годом уменьшается, и это необратимо. К сожалению, среди участников военного парада в белорусской столице не будет и единственной выжившей в тонежской трагедии, имя которой Татьяна Андреевна Боровская. Она умерла в 2001 году. Эта женщина до последнего дня жизни вспоминала, что в годы войны потеряла самое дорогое, что у нее было, — четверых детей. Младшему было 11 лет. Суждено Татьяне Андреевне было похоронить в братской могиле и всю свою деревню.
Много лет прошло с того времени, отошла в прошлое и уже не так пугает война. Но она навсегда остается в памяти людей. В Тонеже нет такого дома, который война обошла бы стороной. 174 жителя деревни сражались на фронтах и в партизанских отрядах, 101 из них погиб в борьбе с врагом. В честь героев был заложен парк и поставлен памятник. Еще раньше, в память о мирных жителях, убитых немецко-фашистскими оккупантами, в 1955 году был построен обелиск и установлена мемориальная доска. Надпись на обелиске гласит: «Здесь похоронены 262 жителя деревни Тонеж, зверски замученных немецко-фашистскими захватчиками 6 января 1943 года». В день Победы перед началом митинга здесь всегда объявляют минуту молчания. Да и сколько еще установлено памятников сожженным деревням по всей Беларуси — их тысячи!
За годы войны на территории Беларуси было уничтожено более 2 млн 200 тыс. мирных жителей и военнопленных, вывезено на каторжные работы в Германию около 380 тыс. человек. Под видом борьбы с партизанами за годы оккупации Беларуси немецко-фашистские захватчики провели более 140 карательных операций, в результате которых уничтожено более 5295 населенных пунктов, из них 628 в 1941-1944 годах уничтожены вместе с населением (186 из них не возродились), 4667 — частично с населением (325 не возродились).
Двести шестьдесят два погибших в страшных муках тонежца… И если бы не случайность, их могло быть на одного больше. Единственная уцелевшая в той трагедии — Татьяна Андреевна. Как стало известно из архивных источников, немцы пришли в Тонеж с карательной операцией в 1943 году. Ранним утром старики, женщины и дети направились в родную деревню из леса, где скрывались от фашистского преследования. В деревне они хотели переночевать, обогреться и взять продукты, а затем вернуться в лес. Однако вечером в Тонеже неожиданно появился отряд эсэсовцев. Они начали сгонять людей в центр деревни, мотивируя свои действия обменом документов. Некоторые догадывались, о каком «обмене» идет речь, но скрыться было невозможно. Тех из сельчан, кто не хотел или не мог идти, расстреливали на месте. Не обращали внимания ни на детей, ни на пожилых. Например, 9-летнего парнишку по имени Алексей догнали, когда он убегал в лес, и закололи штыками. 100-летнего местного жителя Нестора убили прямо на печи, а дом подожгли.
Татьяна Андреевна позднее вспоминала: толпа стояла около погоста, рядом со строением наполовину разрушенной церкви. Прозвучал приказ зайти в церковь. Больше никто из тонежцев не строил иллюзий по поводу своего пребывания в этом страшном месте. Женщины в ужасе прижимали к себе детей. Гитлеровский офицер скомандовал что-то на немецком, щелкнули затворы пулеметов. Люди в толпе сразу заговорили, мужчины с ненавистью смотрели на представителей «высшей расы». Некоторые из женщин упали на колени и в отчаянии начали читать молитвы. В толпе стояла и мать четверых детей Татьяна Боровская.
Очереди из пулеметов в считанные секунды подрезали людей. Вскоре все стихло. Эсэсовцы ходили по трупам и из пистолетов добивали тех, кто еще шевелился. Татьяна Андреевна каким-то чудом оказалась под телами убитых сельчан. Вероятно, от ранений она потеряла сознание, так как смутно помнила, что происходило.
Затем гитлеровцы решили сделать «обход» по деревне — каждый дом они облили бензином и подожгли. Полыхающую деревню увидела и Татьяна Андреевна, когда, превозмогая боль, смогла выбраться из груды мертвых тел. С наступлением темноты она в одной рубашке, босая направилась в лес — рассказать людям обо всем, что видела и пережила.
Только некоторое время спустя Татьяна Боровская смогла вместе с жившими в лесу тонежцами вернуться в деревню, чтобы похоронить груды пепла, в которые по воле фашистов превратились их родственники и друзья. На братской могиле был установлен четырехметровый крест, который потом был сожжен. Местные жители устанавливали кресты еще дважды, но фашисты уничтожили и их.
В 1990 году на братской могиле появился скульптурный мемориальный знак, на котором высечены имена всех расстрелянных и сожженных деревенских жителей. Много лет прошло со дня той трагедии. Но правда о ней передается из поколения в поколение. Люди не имеют права забывать о том, что по определению не подлежит забвению.
Годы спустя информация о стертых с лица земли белорусских поселениях постепенно восстанавливается. В специальной электронной базе данных «Белорусские деревни, уничтоженные в годы Великой Отечественной войны» содержатся сведения более чем о 9 тыс. деревень, которые были уничтожены полностью или частично, с населением и без жителей. База данных состоит из двух частей. Первая — информационная, в которой есть сведения о названии населенного пункта, дате его уничтожения, послевоенной судьбе деревни и т.д. Вторая — иллюстрационная, содержит документы различных форматов, подтверждающие факты сожжения: цифровые копии архивных документов, текстовые записи и аудиофайлы с записями воспоминай спасшихся жителей, фотографии памятников, установленных на месте уничтоженных населенных пунктов.
Электронная база данных подготовлена по проекту «Повышение статуса спасшихся жителей сожженных белорусских деревень», которые реализуется Белорусским фондом мира и Национальным архивом Беларуси. При подготовке электронной базы использованы документы Национального архива Беларуси, Центрального архива Комитета государственной безопасности, областных и зональных государственных архивов страны, архивов России. Работа по уточнению списка сожженных деревень, наполнению базы информацией продолжается и сейчас. Авторы приглашают желающих принять участие в воссоздании трагических страниц в истории страны.
Не секрет, что в наше время все чаще предпринимаются беспрецедентные попытки искажения истории и результатов Великой Отечественной войны. Отдельные личности стремятся пересмотреть результаты войны, принизить вклад советского народа в разгром фашизма. Несмотря на существование подлинной научной литературы, основанной на фактах, не исключено появление псевдоправды, у которой есть свои ценители и последователи. К счастью, на защите от попыток фальсификации событий и итогов войны стоят здравствующие ныне ветераны, очевидцы тех событий 73-летней давности и ученые-архивисты. Конечно, не все нам доподлинно известно об истории Второй мировой, и эти пятна, вероятно, навсегда останутся такими же белыми, однако суть должна остаться неизменной — героическая, самоотверженная Победа советского народа над фашизмом и невероятно жестокой гитлеровской идеологией. И гордость. За тех, кто выстоял. За тех, кто не дрогнул. За тех, кто отдал свои жизни — и во имя, и вопреки.