Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 465 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Данная норма законодательства носит отсылочный характер, поскольку виды ответственности за несоблюдение законодательства о труде и их мера определяются Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – ТК), Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами.
Основанием возникновения юридической ответственности за нарушения законодательства о труде является совершение юридическим или физическим лицом противоправного, виновного деяния.
Виновным в совершении административного правонарушения может быть признано лишь вменяемое физическое лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Юридическое лицо признают виновным н совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и не были приняты все меры по их соблюдению (ст. 3.5 КоАП).
Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП (ст. 4.8 КоАП), В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.
Юридическое лицо может нести ответственность, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП.
Обшая ответственность за нарушения законодательства о труде предусмотрена ст. 9.19 «Нарушение законодательства о труде» Особенной части КоАП. Кроме того, ответственность за отдельные виды правонарушений, не предусмотренные данной статьей, наступает в соответствии со ст. 9.16 — 9.18, 9.20, 9.25 КоАП.
Ответственность физических лиц (уполномоченных должностных лиц нанимателей) за отказ в приеме на работу предусмотрена ст. 9.16 КоАП. Так, необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме па работу гражданину, направленному органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ).
Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ.
Административная «ответственность за нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений установлена ст. 9.18 КоАП.
Согласно данной статье непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 10 БВ.
Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40 БВ.
Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке,, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ.
Меры административной ответственности, установленные статьей, распространяются только на физических лиц.
Ответственность за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы установлена ч. 1 ст. 9.19 КоАП и влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 БВ, а на юридическое лицо — до 100 БВ.
Правоприменительная практика к таким нарушениям относит не только нарушение периодичности и сроков выплаты заработной платы работникам, установленных коллективными договорами, локальными нормативными правовыми актами организации, трудовыми договорами, заключенными с работниками, но и задержку окончательного расчета при увольнении работника, несвоевременную выплату среднего заработка за время трудового отпуска.
Не проведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, согласно ч. 3 ст. 9.19 КоАП влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо — до 100 БВ.
В соответствии ч. 4 ст. 9.19 КоАП, за иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16 — 9.18 и ч. 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику, на виновных уполномоченных должностных лиц налагается штраф в размере от 2 до 20 БВ. К числу иных нарушений в первую очередь относятся нарушения, касающиеся оплаты труда, такие как нарушения порядка применения Единой тарифно-квалификационной сетки работников при использований ее для установления условий оплаты труда работников коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями; нарушение порядка оплаты труда за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом нерабочими; выплата заработной платы работникам в размере ниже месячной минимальной .заработной платы, установленной, законодательством; не установление в контрактах и (или) не предоставление работникам дополнительных, мер стимулирования труда, предусмотренных подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента РБ от 26.07,1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины».
Кроме того, к числу иных нарушений законодательства о труде, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 9.19 КоАП, относят и другие нарушения; повлекшие вредные последствия, т.е. согласно ст. 1.3 КоАП РБ — причинение не только имущественного, но и иного вреда охраняемым КоАП РБ правам и интересам работников. К таким нарушениям можно отнести задержку выдачи трудовой книжки при увольнении, не предоставление трудового отпуска в течение рабочего года; не предоставление работнику дополнительных отпусков, на которые он имеет право, и т.д..
Следует отдельно остановиться на ст. 9.25 КоАП, предусматривающей административную ответственность за нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров. Данная статья является специальной. Особенность ее заключается в том, что штрафные санкции устанавливаются не только в базовых величинах. Согласно этой статье несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 10 % от суммы договора.
Таким образом, сумма штрафа, налагаемого за указанное нарушение на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, в денежном выражении может быть ниже минимального или выше максимального размеров, установленных соответственно ч. 2 и 3 ст. 6.5 КоАП.
Однако на практике возникают случаи, когда не представляется возможным установить сумму договора ввиду отсутствия письменной формы договора, а также того, что она не указана в договоре либо отсутствуют другие документы, позволяющие ее установить.
Вопрос об определении размера штрафных санкций в подобных случаях становился проблематичным и не был урегулирован КоАП.
Данный пробел был устранен с принятием Закона РБ от 28.12.2009 № 98-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам уголовной и административной ответственности», в соответствии с которым в абз. 2 ст. 9.25 КоАП было внесено дополнение, согласно которому при невозможности установления суммы договора на работодателя налагался штраф в размере до 20 БВ.
Вместе с тем Законом № 64-3 максимальный размер штрафа, налагаемого на работодателя при невозможности установления суммы договора, был уменьшен до 15 БВ.
Право налагать штрафные санкции за перечисленные виды административных правонарушений законодательством предоставлено должностным лицам органов, ведущих административный процесс.
Порядок ведения административного процесса установлен Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). Так, дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, ведущих административный процесс, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, в случаях, установленных ПИКоАП (ч. 2 ст. 3.1 ПИКоАП).
Дела об административных правонарушениях по вышеперечисленным статьям КоАП за нарушения законодательства о труде рассматривают:
- районный (городской) суд (дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.16-9.20 КоАП, рассматривает единолично судья районного (городского) суда) (ст. 3.2 ПИКоАП);
- Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь (далее — Департамент) — ст. 9.17, 9.18, ч. 1 и 4 ст. 9.19, ст. 9.20, 9.25 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Департамента. От имени Департамента дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники отделов и их заместители (ст. 3.23 ПИКоАП).
Протоколы по делам об административных правонарушениях имеют право составлять в соответствии со ст. 3.30 ПИКоАП и направлять для рассмотрения в суд уполномоченные на то должностные лица:
- Департамента — по ст. 9.17-9.20, 9.25 КоАП;
- органов государственной службы занятости населения — по ст. 9.15, 9.16 КоАП;
- органов государственной экспертизы условий труда — по ст. 9.14, ч. 3 ст. 9.19 КоАП.
При этом протоколы по делам об административных правонарушениях, составленные должностными лицами Департамента, рассматривают они же самостоятельно. Протоколы, составленные должностными лицами органов государственной службы занятости населения и органов государственной экспертизы условий труда, направляют для рассмотрения в районный (городской) суд.
Так, должностные лица Департамента — государственные инспекторы труда в случае неисполнения, ненадлежащего или несвоевременного исполнения уполномоченным должностным лицом работодателя требований об устранении выявленных нарушений законодательства о труде и об охране труда, изложенных в обязательном для исполнения предписании установленной формы, выданном уполномоченному должностному лицу работодателя, составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст; 23.1 КоАП, и направляют для рассмотрения в суд.
Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений влекут предупреждение или наложение на должностное лицо штрафа в размере до 20 БВ (ч. 1 ст. 23.1 КоАП).
Дело об административном правонарушении рассматривают в 1 5-дневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1 ст. 11.2 ПИКоАП).
Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, выносят постановление (ч. 1 ст. 11.9 ПИКоАП).
По делам об административных правонарушениях за нарушения законодательства о труде могут быть вынесены следующие виды постановлений, предусмотренных ст. 11.10 ПИКоАП:
- о наложении административного взыскания;
- прекращении дела об административном правонарушении.
Постановление о прекращении дела об административном правонарушении выносят при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 9.6 ПИКоАП.
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела (ст. 11.11 ПИКоАП). По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, его представителя, защитника им под расписку вручают копию постановления по делу об административном правонарушении.
Копия постановления по делу об административном правонарушении в течение 3 дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, его представителем, защитником (ст. 12.1 ПИКоАП). Постановление о прекращении дела об административном правонарушении может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.
Также могут быть обжалованы (опротестованы) не вступившие в законную силу постановления органа, ведущего административный процесс по делам об административных правонарушениях за нарушения законодательства о труде, в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, постановление суда — в вышестоящий суд (ст. 12.2 ПИКоАП).
Жалоба (протест) направляется в суд, орган, вынесший постановление по делу об административном правонарушении. Поступившая жалоба (протест) в течение 3 суток направляется вместе с делом в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее в соответствии с ч. 1 ст. 12.2 ПИКоАП.
С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, за исключением жалобы на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами. Неуплата государственной пошлины влечет возврат жалобы лицу, её подавшему.
Из приведенной нормы следует, что не вступившие в законную силу постановления органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы только 1 раз — в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Следует также иметь ввиду, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана только одному и рассмотрена только одним вышестоящим должностным липом. Порядок, при котором в случае отказа в удовлетворении жалобы лицо, в отношении которого вынесено постановление, имело бы право обратиться с такой же жалобой к другому должностному лицу, вышестоящему по отношению к ранее рассмотревшему жалобу, законодательством не предусмотрен.
В то же время обращение с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении к вышестоящему должностному лицу и принятие должностным лицом решения по жалобе лишают лицо, в отношении которого оно вынесено, права обжаловать постановление еще и в суде.
Срок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст. 12.4 Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).
Так, жалоба (протест) на постановление по делу, об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, — не позднее 10 суток со дня получения постановления (ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП).
Жалоба (протест), поданная с пропуском срока, возвращается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест. ,
Жалобу (протест) на постановление по делу об административном правонарушении за нарушения законодательства о труде рассматривают судья, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления (ст. 12.7 ПИКоАП).
Суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении — принимают одно из следующих решений:
- оставляют постановление без изменения, а жалобу (протест) — без удовлетворения;
- отменяют постановление и прекращают дело;
- отменяют постановление и направляют лело на новое рассмотрение;
- отменяют постановление полностью или в части и разрешают вопрос по существу;
- изменяют меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных Особенной частью КоАП, таким образом, чтобы взыскание не было усилено;
- отменяют постановление и направляют дело на рассмотрение компетентного органа, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, не правомочным решать данное дело (ст. 12.9 ПИКоАП).
Копия решения по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении в течение 3 суток высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а. потерпевшему — по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста в тот же срок сообщается прокурору.
Постановление суда, должностного лица, уполномоченных рассматривать жалобу (протест), вступает в законную силу немедленно после его вынесения (ст. 12.10 ПИКоАП).
Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении за нарушения законодательства о труде может быть пересмотрено по жалобе лиц, указанных в ч. 1 ст. 12.1 ПИКоАП, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу, либо по протесту прокурора (ст. 12.11 ПИКоАП).
Постановление по делу об административном правонарушении, обжалованное до вступления его в законную силу в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), может быть пересмотрено судом, а обжалованное до вступления его в законную силу в суд, — председателем вышестоящего суда.
Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Не подлежит рассмотрению жалоба (протест), поданная по истечении указанного срока.
Штраф должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем, подвергнутыми административному взысканию, не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, юридическим лицом — не позднее — 15дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения (ч. 1 ст. 15.3 ПИКоАП).
При неуплате штрафа индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом в указанные сроки копия постановления о наложении административного взыскания направляется в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для взыскания суммы штрафа из денежных средств или доходов индивидуального предпринимателя, юридического лица.
В случае неуплаты штрафа лицом, подвергнутым административному взысканию, в срок, установленный ст. 15.3 ПИКоАП, и невозможности взыскания штрафа в порядке, установленном ч. 3 ст. 15.3 ПИКоАП, в связи с отсутствием средств на счету индивидуального предпринимателя, юридического лица должностное лицо органа, исполняющего постановление о наложении административного взыскания, направляет представление о принудительном взыскании штрафа, копию постановления о наложении административного взыскания и другие документы, необходимые для осуществления исполнения, в суд по месту жительства либо месту пребывания (месту нахождения) лица, подвергнутого административному взысканию, либо месту осуществления хозяйственной деятельности лицом, подвергнутым административному взысканию, либо по месту нахождения его имущества. Представление о принудительном взыскании штрафа, наложенного на физическое лицо, направляется в районный (городской) суд, а представление о принудительном взыскании штрафа, наложенного на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, — в экономический суд или иной государственный орган в соответствии с законодательством.
Начальник Житковичского межрайоного отдела Гомельского областного управления Департамента государственной инспекции труда А.С.Якимович