Мы продолжаем публиковать материалы о людях, проживающих на территории Дубровского сельского Совета, в рамках проекта «В объективе «Светлага жыцця» — сельская жизнь».

Наверное, в каждой деревне есть люди особо уважаемые и чтимые, к которым сельчане всегда обращаются за помощью, советом в различных житейских ситуациях. Именно такой человек есть и в Данилевичах. Это Елена Мироновна Карась. Когда приехали в Данилевичи и спросили, как найти её дом, то один из сельчан ответил сразу: «Да вот же он: посмотрите, там ещё красивые лебеди на воротах!». А председатель Совета Мария Чичко так отозвалась об этой замечательной женщине: «Такого человека, как Мироновна, нельзя не любить!».

Родилась Елена Карась в 1945 году в Данилевичах, или Данилегах, как ещё называют эту деревню старожилы. Именно близость к природе повлияла на становление характера девушки, развила в ней лучшие качества: душевную щедрость и терпение, простоту и искренность в общении, покладистость и смирение, доброжелательность  и приветливость. Любуясь живописными пейзажами, под влиянием этой чарующей красоты девушка и сама стала создавать изящные творения своими руками — вышивать, вязать, ткать. А ведь в старину, склонившись над рукоделием, всегда пели. Так и Мироновна: всю жизнь она любит песню народную, которая душу радует и согревает. Поэтому ещё в юности решила связать свою жизнь с культурой. Поступила в Могилёвское культпросветучилище. Окончив, начала свою трудовую биографию в 1964 году заведующей сельским клубом и в этой должности проработала до выхода на пенсию. Трудовой стаж Елены Мироновны составляет более сорока  лет. Праздники для всех — это будни для людей, работающих в сфере культуры. Но все трудности забываются, когда дело, которым занимаешься, приносит радость, когда видишь улыбающиеся лица людей, когда у них хорошее настроение. Елена Карась ни разу не пожалела о сделанном выборе.

— Где мы с нашими певуньями только не были! Ездили с концертными программами по сёлам нашего района, всегда нас приглашали на «Дожинки», выступали и на других праздниках, — говорит Мироновна. — А какие костюмы у наших самодеятельных артисток! Все вышиты своими руками!

В жизни не бывает случайностей — всё закономерно. Благодаря работе, Елена Мироновна и суженого своего встретила. Вот как об этом поведала она сама:

— У нас в деревне два прихода: на «Пречистую» (21 сентября) и на Новый год по старому стилю (14 января). Как многолюдно и весело проходили раньше праздники! Так танцевали в клубе, что пол ходуном ходил! Хорошо, что двойной, — выдержал! Сколько молодёжи собиралось! Однажды, как никогда, съехалось столько хлопцев на мотоциклах! Среди них выделялся один — в красивой кепке, видный такой. Это и был мой Пётр. Он приехал к родственникам, которые жили в Данилегах. В клубе мы и познакомились. Пригласил меня на танец, потом домой провёл. С того времени стал приезжать на свидания. Около года встречались, потом поняли, что друг без друга уже не можем жить. В 1967 году свадьбу сыграли. Помню, мне знакомая из белого штапеля сшила платье подвенечное: простенькое, но красивое. Не верится, что с того времени уже полвека минуло. В этом году у нас золотой юбилей. Хотим в июне отметить круглую дату. Дети съедутся, внуки…

В чём же секрет семейного благополучия и долголетия? Мироновна только плечами пожимает: мол, нет  никакого секрета.

— И радости, и боли — всего хватило в жизни, — задумчиво говорит женщина. — Одна моя сестра вышла замуж и к свекрови перешла жить, вторая — тоже, а мы после свадьбы  с мамой остались. Она 94 года прожила. Пристроили к дому ещё комнаты, веранду, потом и летнюю кухню. Вместе жили, но мама в наши отношения не вмешивалась. Ходили с мужем на свадьбы, проводы — без ревности не обходилось. Всякое бывало, но мы мирились: надо было жить, поднимать детей. Старались найти понимание, уступали друг другу. Разрушить — легче, а вот сохранить, сберечь — всегда тяжелее. Семья — это большой труд, особенно для женщины.

— И внуков учу, чтобы прощали друг друга, — продолжает моя собеседница. — Если пошла коса на камень — жизни не будет. Мир и покой в душе только тогда, когда отпустишь обиды, освободишь душу от тягостных воспоминаний. Зависть и ненависть портят людей — нужно быть добрее, терпимее, тогда и Бог поможет.

Из года  в год супруги Карась строили прочный фундамент своей семейной жизни по кирпичику, скрепляя его терпением, умением прощать и быть снисходительными. Они с годами поняли, что нужно принимать человека таким, какой он есть, а не стараться переделывать.

Муж Мироновны, Пётр Макарович, родом из Люболи, что возле Тонежа, только теперь этой деревни уже нет. Он и в колхозе работал, и в лесничестве, и в сельхозхимии. Последние годы, перед пенсией, трудился лесником в Данилевичском лесничестве Национального парка «Припятский».

Супруги Карась из многодетных семей, и с детства приучены к труду. Поэтому сидеть  сложа руки — это не про них. Многому Мироновна научилась у своей мамы. Она была запевалой, душой компании и большой мастерицей рукоделия. Не удивительно, что в доме у Елены Карась так много рукотворной красоты: радуют глаз вышитые картины и «образа» (иконы), простыни, наволочки, салфетки-«уголки», тканые ручники с орнаментами, «коўдры» (покрывала), дорожки. Особое внимание привлекла икона Божией Матери. Увидев, с каким интересом я её рассматриваю, Елена Мироновна поясняет:

— Это работа нашей Алёнки. Она в Херсоне живёт. Этот образ Божией Матери внучка вышила крестом, а бисером — икону Иисуса Христа. Она  у нас настоящая искусница! В маму пошла: наша дочь, Лариса, тоже на все руки мастерица. Очень красивые полотенца с орнаментом вышивает. Не раз на выставках у неё просили продать их, но она денег не брала — дарила людям. А сыну Лариса вышила свадебный ручник: на него молодые в ЗАГСе становились. Есть такой обычай: нужно беречь этот ручник до конца жизни. Лариса не только вышивает, но и вяжет и взрослым, и детям: безрукавки, свитера, кофточки, носки.

Немного призадумавшись, Мироновна продолжает:

— Я и сама сколько полотенец за жизнь вышила! Раньше, бывало, и по 20 их вышивали. В хатах вешали и на портреты, и на «образа» — так украшали. Когда ехала на свадьбу к внуку, то прихватила в подарок подушку с вышитой наволочкой, простыню и плед — тоже украшенные. Не знала, как молодые воспримут такие подарки. А они приняли с дорогой душой!

Когда спросила у Мироновны, где сейчас её муж, то она ответила, что работает в поле. Весна — горячая пора для сельчан. «Весенний день год кормит», — не зря гласит народная мудрость. Трудолюбивые хозяева и сейчас не могут без дела. На подворье у них конь, свиньи, козы, куры. Засевают до гектара земли! Садят картошку, другие овощи и всегда много лука. Хозяйка пояснила, что земля плодородная, поэтому всё хорошо растёт.

— Дочки приезжают, помогают: и во время посевной, уборочной, и на прополку. Ведь нам самим уже не одолеть столько! Дети наши к любой работе приучены. Правда, бывает, и людей нанимаем.

А как клюкву Мироновна собирает! С детства ягоды берёт, поэтому руки так наловчились, что работают, словно комбайн!

Годы пролетели, словно птицы. Оглянуться не успели супруги Карась, как дети  выросли, обзавелись семьями и разлетелись из родительского гнезда. Две дочери живут в Лельчицах: Наталья работает медсестрой в райбольнице, а Светлана — воспитателем в детском саду №1. Ещё одна дочь, Лариса, — в Херсоне, она тоже воспитатель. У Елены Мироновны и Петра Макаровича 6 внуков, 4 правнучки. Они самые дорогие и желанные гости. Большое счастье, когда все собираются вместе.

Елена Карась, невзирая на годы,  жизнерадостна, полна сил и энергии. Если праздник какой — Мироновна и теперь часть работы на себя берёт. И снова, как прежде, всей деревней устремляются люди в клуб, чтобы повеселиться, порадоваться от души, потанцевать. И уж тогда пол в клубе по-прежнему ходуном ходит!

Справляется женщина и с общественной нагрузкой: она доверенное лицо председателя Дубровского сельского Совета. Не горит фонарь — идут к Мироновне, нужны лекарства или снег необходимо почистить — опять к ней обращаются. Заботится Мироновна и о духовной жизни сельчан, помогает в организации паломнических поездок, содействует в решении других вопросов.

Когда беседовали, обратила внимание на фотографии: сколько их в доме у Елены Мироновны! Каких гостей только не бывало в Данилевичах!  Не только из разных уголков Беларуси, но и из России, Польши, Германии, Прибалтики, даже из Америки приезжали! Удивляться не приходится, ведь есть тут места, овеянные тайной, сакральные. Жители Данилевичей с давних пор поклоняются «каменной девочке», до сих пор живёт здесь эта уникальная традиция. Сельчане считают «каменную девочку» оберегом от всяких бед. А ещё многие хотят увидеть царь-дуб, дотронуться до него, подпитаться энергией. Это ещё одна достопримечательность  Данилевичей.

— Не из роскоши к «каменной девочке» приезжают — с горем своим, — говорит Мироновна. — Пары бездетные часто у нас бывают… И к дубу люди стремятся попасть, чтобы быть такими же здоровыми, как это могучее дерево!

А потом, улыбнувшись, женщина добавляет:

— Иногда мне говорят сельчане: «Не умирай, Мироновна, а то жизнь в деревне заглохнет!. Так что — хочешь не хочешь —  надо жить!..

Дай Бог вам, Елена Мироновна, долгих лет жизни, чтобы вы со своим Петром Макаровичем ещё не один красивый юбилей отметили!

Светлана ЛИПСКАЯ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Добавить комментарий

Войти с помощью: