В целях повышения профессиональной компетенции педагогов по организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста, на базе городских яслей-сада №4 прошло заседание районного методического объединения. Воспитанники вместе с воспитателями показали современные игры, обогащённые новыми сюжетными линиями.
Сложно переоценить значение игры в развитии и воспитании ребенка. Через сюжетно-ролевые игры он познает мир, учится общению. Посредством игры дети готовятся к социуму, примеряя на себя взрослую жизнь. Справедливо возникает вопрос: а нужно ли ребенка учить играть? Может быть, достаточно создать развивающую среду? Конечно, нужно. Если ребенок и сможет самостоятельно научиться сюжетно-ролевым играм, то его игры будут бедны по содержанию, так как он недостаточно узнал мир вокруг себя. Чем чаще мы будем играть с малышом, тем богаче и интереснее станут его игры.
Приветствуя участников семинара, начальник отдела образования, спорта и туризма Александр Юхневич отметил, что современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они мгновенно решают логические задачи, у них развита быстрота мышления, но они всё реже восхищаются, всё чаще проявляются равнодушие и чёрствость. А это порождает отчуждённость в отношениях между сверстниками и взрослыми, неуверенность в себе. Современные дети играют, как правило, в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывают вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплёскивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство. Поэтому в игровом мире ребёнка должны хорошо ориентироваться как родители, так и педагоги. Александр Арсеньевич пожелал всем присутствующим окунуться в мир игры и наслаждаться тем, как играют маленькие дети.
И мир игры начался… Музыкальный зал превратился в настоящий супермаркет, в котором, помимо торговых точек, работали туристическое агентство и салон сотовой связи «Велком». Право открытия «Евроопта» было предоставлено Александру Юхневичу. Присутствующие с восторгом наблюдали за игрой детей. Под руководством воспитателей средних групп Людмилы Белоцкой и Татьяны Новицкой ребята умело справлялись со своими ролями: покупатели выбирали продукты, кассиры обслуживали посетителей, охранник следил за порядком, экспедитор привозил товары. В детском «Евроопте» было всё по-настоящему: администратор, розыгрыш акции «Удача в придачу», изобилие товаров со скидками…
А в это время, когда в супермаркете кипела жизнь, помощники воспитателей Наталья Юрчак и Вероника Дековец работали с клиентами: семейные пары покупали путёвки на юг родителям, знакомились с выгодными условиями круизов. В салоне сотовой связи приобретали новые телефоны, меняли siм-карты, переходили на удобные тарифы. Маленькие клиенты по-взрослому общались, играли, как диктует жизнь. Все гости были в восторге от увиденного. Но это ещё не всё…
Воспитанники старшей группы показали интересную современную сюжетно-ролевую игру «Призывная кампания». Воспитатели Наталья Колесник и Татьяна Ляховец только направляли ребят. Здесь тоже всё было по-настоящему. В военкомате военком вручил повестки новобранцам и сказал, что им необходимо пройти врачебную комиссию. Потом главврач раздала всем обходные листы, в которых после осмотра всех врачей будет дано заключение о состоянии здоровья новобранцев. Присутствующие внимательно наблюдали за детьми и наслаждались игрой. Девочки стали врачами — кардиологом, терапевтом, офтальмологом, хирургом, невропатологом и окулистом, профессионально осматривали призывников. Получив заключение «здоров», все ребята вернулись в военкомат, куда приехали офицеры из разных родов войск для отбора. И, как полагается, под марш «Славянки» девочки провожали парней в армию.
Остались довольны гости и просмотром сюжетно-ролевой игры «День рождения куклы Маши» во второй младшей группе. Детям даны первые уроки по умению разыгрывать сюжет. Ирина Павловна, воспитатель, вместе со своими малышами создали настоящую праздничную атмосферу в группе. Здесь были и сюрпризы, и танцы, и угощения. Эти маленькие ребята покорили своей непосредственностью, организованностью и владением искусством художественного слова.
— Как известно, ни одна сюжетно-ролевая игра не обходится без создания необходимых условий, а именно предметно-игровой среды, которая в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определённым требованиям. Это, прежде всего, свобода достижения ребёнком темы, сюжета, тех или иных игрушек, места и времени игры, — подчеркнула Любовь Бутьковец, главный специалист отдела образования, спорта и туризма. — И сегодня мы все увидели, что в яслях-саду №4 эти условия созданы и созданы творчески благодаря энтузиазму и фантазии педагогов.
Заведующий яслями-садом №4 Людмила Трошко отметила, что с начала учебного года учреждение работает по инновационному проекту «Внедрение модели педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста» с целью повышения качества организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в процессе реализации модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр. По данной тематике творческой группой педагогов уже организованы обучающие семинары, консультации, открытые просмотры.
В учреждении при организации сюжетно-ролевой игры педагоги в первую очередь учитывают то, что воспитатель должен играть вместе с детьми, на протяжении всего дошкольного детства, и на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Чтобы малышам было интересно играть в сюжетно-ролевые игры, воспитатели обогащают их представления о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре. Проводят наблюдения, сочиняют с ребятами рассказы, беседуют об увиденном. Знакомятся с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).
— Жизнь современного ребенка, — добавила Ирина Юрчак, заместитель заведующего по основной деятельности, — заполнена телевидением, компьютерными играми, дополнительными занятиями, а, учитывая определённую загруженность родителей (работой, повседневными делами), мы можем представить, что на игру у ребёнка остаётся крайне мало времени. Между тем, дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности. Существуют игры, которые остаются востребованными многие десятилетия: «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». Мы творческой группой разрабатываем конспекты новых игр, где у детей появились новые игровые роли (банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т.д.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Турагентство», «Банк», «Евроопт» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста уже играют в военных и спасателей: «Призывная кампания», «Спасатели глазами детей», в шоу «Танцы со звездами», «Угадай мелодию» и др. Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»).
В конце мероприятия Виктория Некрашевич, методист отдела образования, спорта и туризма, провела с воспитателями деловую игру «Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста» с целью повышения профессионального уровня педагогов в применении новых игр в работе с детьми; развития коммуникативных качеств и раскрытия творческого потенциала каждого педагога. Деловую игру она начала словами известного педагога Сухомлинского, который сказал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире». Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, лётчиком. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков. Игра — это форма жизни воспитанника.
В адрес администрации учреждения, педагогов прозвучали слова благодарности за данное мероприятие, которое оставило много положительных эмоций. Молодые специалисты и педагоги со стажем почерпнули немало нового и полезного для себя как в оформлении сюжетно-ролевой игры, так и в её проведении.
Дети — это самое лучшее, что есть в нашей жизни. Именно поэтому мы, взрослые, любыми путями должны сделать их счастливыми. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Ирина ЮРЧАК,
заместитель заведующего по основной деятельности государственного учреждения образования «Лельчицкий ясли-сад №4».