Каждый из нас уникален и неповторим по-своему. В этом из года в год убеждает и моя профессия, благодаря которой круг общения достаточно широк. Вот и накануне отпуска познакомилась с уникальным человеком, интересным собеседником, который вот уже более 25 лет занимается выращиванием женьшеня. Многие, думаю, знают, что это одно из самых известных лекарственных растений восточной медицины справедливо называют «корнем жизни». Препараты из женьшеня используются для лечения самых разных заболеваний. Кстати, китайские медики утверждают, что если их регулярно принимать, то и в сто лет можно наслаждаться активной жизнью.
Признаюсь, после встречи с этим человеком была очень заинтригована. Мне захотелось побольше узнать об Якове Миновиче Ковале, герое моего повествования, и его необычном увлечении. Поэтому, как только вышла из отпуска, сразу отправилась в дорогу. Путь мой лежал в один из отдалённых населённых пунктов района — в Глушковичи.
Человек простой, обаятельный, улыбчивый, Яков Минович, как радушный, гостеприимный хозяин, сразу пригласил в дом, где мы и продолжили общение. Глядя на своего собеседника, сразу подумала:
— Как молодо выглядит Минович! Никогда не скажешь, что ему уже 75 лет. Энергичный, подтянутый, с огоньком в глазах. Скорее всего, ему помогает держать себя в тонусе и в такой хорошей форме корень женьшеня. Вот уж действительно божественная трава…
Первым делом поинтересовалась у Якова Коваля, откуда у него такой интерес именно к женьшеню. И вот что он поведал мне.
— Всё началось с детства, где-то с третьего класса, — рассказывает Яков Минович. — Я очень любил читать. И часто в художественной литературе встречалось упоминание об удивительном растении — женьшене. Мне очень хотелось его увидеть своими глазами. Желание было очень сильным, а мысли об этом не давали покоя и в годы службы в армии. Толчком к конкретным действиям послужила моя болезнь — начались проблемы с сердцем. Я не мог спать на левом боку — мучили сильные боли. Дочь в то время окончила библиотечный техникум, и я попросил у неё помочь мне найти книги о женьшене и специалистов по его выращиванию. Она тут же привезла и брошюры, и адреса женьшеневодов. Так я оправился в Витебск к одному из них. Оттуда приехал не с пустыми руками: привёз три корня женьшеня, 7 маленьких годичных и 200 семян. Это было 27 лет назад. С того времени стал употреблять настойку из женьшеня. И дело пошло на поправку. А однажды я встал и понял, что сплю на левом боку и никакой боли уже не ощущаю. Давление пришло в норму и стало как у космонавта — 120/70, сердце билось как часы. Выздоровление для меня стало настоящим чудом. Вот так благодаря женьшеню и поправил своё здоровье.
Не только сила воли, крепость духа, но и женьшень помогли мужчине стойко пройти через жизненные испытания, выпавшие на его долю, и пережить личную трагедию: смерть любимой жены, с которой шли вместе по жизни, деля радости и невзгоды, около 30 лет. Вот уже четверть века живёт один Яков Минович, за это время так и не женился…
— Знаете, нередко при жизни мы не ценим человека, не дорожим им, думаем, что он всегда, вечно будет рядом, — говорит Яков Коваль. — Я и мысли не допускал, что жены не станет, да ещё в самом расцвете лет. Ей было всего 49. Жена так внезапно покинула нас… Она у меня такая добрячая была, терпеливая, голоса никогда ни на кого не повысила, всегда говорила спокойно, ласково. Её даже из себя невозможно было вывести: она отшутится, улыбнётся — и обстановка разряжена. Светлый была человек… Такой, как моя Катеринка, я больше никогда не встречал. Она в школе работала учительницей начальных классов, и дети её очень любили, до сих пор помнят…
Вот так, однажды полюбив, Яков Минович пронёс своё чувство через всю жизнь. Таких людей называют однолюбами. Вот уже более 25 лет Минович верен и своему увлечению. Всю нерастраченную любовь, заботу, теплоту души он отдал этому удивительному растению. Оказывается, посаженный без любви женьшень никогда не примется, а если и начнёт расти, то будет болеть и всё равно погибнет.
— Трём знакомым давал женьшень, чтобы они занялись его выращиванием, ведь я же не вечен, — делится Минович. — Но ни у одного из них он не принялся и не прижился. Значит, не было к растению любви.
Зато у самого Якова Коваля женьшень цветёт и радует глаз. Я впервые увидела, как растёт женьшень. И не могла от этой красоты отвести взгляд. Зелёные насыщенные листья, ярко-красные плоды, собранные вверху в форме зонтика, словно говорили о том, с какой любовью и теплотой ухаживает за ними их хозяин. Я тут же сказала об этом Миновичу, и он, кивнув головой, согласился.
А с выращиванием женьшеня поначалу интересная история вышла. Привёз Минович посадочный материал. Начал грядку на улице готовить, привёз земли, посадил корни. Ни одному не дано было взойти. Одни корень кот выгреб, второй — корова нашла, разгребла и съела, третий вместе с травами случайно дочь выбросила.
— Вы все настроены против меня, — сказал тогда Минович, обращаясь к своим близким. — Даже кот и корова… Почему? Дайте мне заниматься тем, к чему лежит душа!
После этого никто уже Миновича не трогал. Он с интересом наблюдал, как всходит женьшень. Потом в Добрушский район отправился к женьшеневоду. Купил ещё 5 корней и до трёхсот семян. Потом поехал во второй раз, третий. И всегда привозил посадочный материал, чтобы у себя развести женьшень. Однако растение то всходило, то погибало. Он никак не мог понять причину этого. Три года понадобилось, чтобы растение восстановилось и прижилось. Минович три грядки женьшеня сделал. Вот тогда и успокоился. У него теперь стал расти свой посадочный материал. Несколько лет женьшень рос при жизни жены. После её смерти посадил ещё по грядке. В прошлом году ещё две заложил. Всех грядок у женьшеневода 9, длиной по 12 метров.
— Цвётет женьшень рано, в середине апреля, в мае начинает расти, а до сентября спеют плоды, — рассказывает Минович. — В лечебных целях употребляют корень, листья и ягоды. Не думайте, что посадил женьшень, и сразу корень вырастет. Для этого надо минимум лет 15. И принимать лекарственные препараты из женьшеня надо долгое время, потому что свои целебные свойства он отдаёт человеку постепенно. Это растение многолетнее. На грядке растёт до 35 лет, а в природе, в лесу — до 400. По отметинам на корне можно определить, сколько растению лет. Кстати, корень женьшеня по форме напоминает фигуру человека.
— А как ухаживать за растением? — интересуюсь.
— Если не любишь женьшень, не будет расти, — отвечает он. — Чтобы вырастить это целебное растение, необходимо приложить немало труда, сил и терпения. Прежде всего, создать благоприятные условия. Нужна ему и земля из-под граба или дуба. Не боится растение ни засухи, ни мороза, однако не переносит попадания прямых солнечных лучей. Посмотрите, я накрываю женьшень деревянными досками, потому что шифер — нагревается на солнце.
Мы с Яковом Ковалем не ограничились только разговором о женьшене. Узнала, что Минович 14 лет отработал лесорубом, более 20-ти — газоэлектросварщиком в карьере «Гранит». Поняла, что работником он был незаменимым, дело своё любил и знал как свои пять пальцев. Его ценили и уважали и руководство, и коллеги.
Яков Минович идёт по жизни с оптимизмом. Чем может, помогает людям. Жизнь прожита не зря. Вместе с женой они вырастили двоих детей, которые уже взрослые, обзавелись семьями. Дочь Светлана живёт и работает в Минске, а сын Александр обосновался в Лельчицах. Дети подарили дедушке с бабушкой двоих внуков, которыми Минович гордится: они уже выросли, получили высшее образование, делятся с дедушкой Яшей своими радостями и успехами, просят совета.
Не могла не задать своему собеседнику и философский вопрос о самом главном в жизни. Немного призадумавшись, Яков Минович ответил:
— Здоровье — вот что главное, его ни за какие деньги не купишь. И ещё ценю справедливость. Нужно жить без обмана, честно и по совести. И дело своё любить надо, вкладывать в него душу. Тогда всё хорошо будет. А растения — они ведь живые и всё чувствуют, только сказать не могут. И если к ним с любовью — то они отблагодарят тем же.
Возвращаясь домой, подумала: «А ведь любовь поистине творит чудеса, и необходима она, как воздух, и человеку, и всему живому на земле. В ней и заключается суть нашей жизни, её корень».
Текст и фото Светланы ЛИПСКОЙ.