Каждая учительская династия — это богатейшая сокровищница опыта, мудрости, педагогических находок. Это достояние системы образования и общества в целом.
В нашем районе много прекрасных, дружных династий, где все представители преданы одному благородному делу — обучению и воспитанию детей. Истории династий — подтверждение высочайшего предназначения учительского труда, верности выбранной профессии.
Лельчицкой районной организацией Белорусского профсоюза работников образования и науки собраны материалы о педагогических династиях трёх поколений. Мы уже познакомили читателей с некоторыми из них: Яворских —Алесичей, Перженица — Сущик, Игнатовских — Соколовых — Дашкевич, Масловых — Левковичей — Дроздовых, Лось — Мещенко — Случич и продолжаем публиковать материалы на эту тему. Сегодня речь пойдёт о педагогической династии Цалко.
О своей педагогической династии рассказывает Валентина Анатольевна Романович (Цалко), учитель математики и информатики Букчанской средней школы:
— В нашей педагогической династии шесть представителей: 5 учителей и 1 психолог — и все со своими удивительными судьбами. Общий педагогический стаж нашей учительской династии на сегодняшний день составляет более 170 лет. Ещё немного остаётся до двухвекового юбилея. Из поколения в поколение члены моей семьи, как эстафету, передавали гордое знамя учительской профессии. Они преподавали и преподают разные предметы, но всех нас объединяет стремление к творчеству, профессионализму и желание отдавать своё сердце детям!..
Моя мама, Матрёна Дмитриевна Бобович, родилась в далёком 1932 году в семье крестьян в деревне Буйновичи. Она была самым младшим седьмым ребёнком в семье. Скоро после рождения дочери заболел и умер отец. Её окружили теплом и заботой старшие братья и сёстры. Не понимая, будучи ещё маленькой, она старшего брата называла отцом. Когда немного подросла, ей объяснили, что это брат, а отца у неё нет. Может, внимание, забота и ответственность за младшего и повлияли на выбор профессии моей мамы. В 1951 году она поступила в Мозырский государственный учительский институт. Мама очень любила читать и, наверное, потому её специальностью стал белорусский язык и литература. После окончания института в 1953 году по распределению она приехала в деревню Убортская Рудня в должности учителя. Когда я уже была подростком, многие жители деревни рассказывали мне о маме. Мама была очень красивой и умной девушкой, большой силы духа, но всегда очень скромна. Её первые ученики (для меня уже тёти и дяди) рассказывали, как она маленькая, худенькая входила в класс и начинала урок, вовлекая в процесс всех учеников, хотя некоторые из них были старше её. Мама всегда была строгим, но очень справедливым учителем.
Мой папа, Анатолий Викторович Цалко, родился в 1933 году в деревне Сколодин Петриковского района (сейчас Мозырский) в семье крестьян. В семье было трое детей: две сестры и старший брат — мой папа. Когда началась Великая Отечественная война, дедушка в первые дни ушёл на фронт. Хозяином и единственным мужчиной в доме остался папа, а ему-то всего восемь с половиной лет. Летом 1944 года пришла похоронка с фронта. Папа так и остался для всех в семье помощником и опорой. Папа всегда хотел учиться. После окончания Острожанской семилетней школы он поехал в Петриков, где окончил среднюю школу. Чтобы поддержать семью материально, устроился на работу в леспромхоз. Но тяга к знаниям победила. После службы в рядах Советской армии он поступил в 1956 году в Мозырский пединститут. И успешно в 1961 году его закончил. По распределению папу направили учителем математики в Острожанку. Между Острожанкой и Убортской Рудней — расстояние в 6 километров, что не помешало познакомиться и пожениться моим родителям. С августа 1964 года по сентябрь 1973 года папа работал в Убортско-Руднянской восьмилетней школе в должности завуча производственного обучения и заместителем директора по учебно-воспитательной работе. С октября 1973 года работал учителем. С 1 октября 1983 года его назначили директором Убортско-Руднянской восьмилетней школы. Всю жизнь папа рассказывал своим ученикам на уроках тайны математики и физики.
Родители всё делали вместе: вместе шли на работу и с работы, вместе делали домашние дела, вместе окружили детей заботой и вниманием. В семье родилось три дочери, и свою любовь, тепло они отдавали им. А любви у них было много. Её хватало и на своих детей, и на учеников. Родители очень любили свою работу, своих учеников. Для лучшей подготовки оставались и после уроков. Я помню, как вечерами к нам домой приходили старшеклассники. Родители готовили их к экзаменам, к поступлению в учебные заведения. Результатов не приходилось долго ждать. Их ученики были победителями районных предметных олимпиад, успешно оканчивали училища и техникумы, оканчивали Острожанскую среднюю школу и поступали в высшие учебные заведения. Работа родителей была отмечена грамотами отдела образования райисполкома, управления образования облисполкома. За долголетний и добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР решением исполкома Гомельского областного Совета народных депутатов 17 декабря 1987 года мама награждена медалью «Ветеран труда».
Наполняемость школы становилась всё меньше и меньше. В 1988 году нашу школу реорганизовали. В том же году мама ушла на заслуженный отдых, а папу перевели в Буда-Софиевскую базовую школу. Родители переехали в деревню Буйновичи, перевезли и свой дом. Но на работу папа уже не вышел. Болезнь и тяжелая операция внесли в его жизнь свои коррективы. Папа получил вторую группу инвалидности и больше не работал. Но как хотел он быть в школе среди детей! Живя в другой деревне, не зная многих детей, он всегда на 1-ое сентября шёл в центр деревни. Там он хотел видеть школьный праздник, детей с радостными лицами, идущих в школу. Он хотел быть рядом с ними.
Жизнь отмерила моим родителям не очень много лет. Только десять дней 69-го года жизни прожил мой папа. В январе 2001 года его не стало. А через четыре года в июле 2005 года не стало мамы. Родителей не стало, но память о них живёт у многих-многих их учеников.
Как дети артистов вырастают за кулисами, так и мы выросли в школе. Сначала маленькие, сидя на уроках родителей, потом сами стали учениками. Вместе с родителями познавали азы наук. Родителям было очень приятно, что дочери выбрали себе в жизненный путь их профессию.
Первой поехала поступать в Минский пединститут старшая сестра Наталья, окончив в 1982 году Острожанскую среднюю школу. После его окончания в 1986 году она начала свой трудовой стаж в Симоничской средней школе учителем физики. Работала там только год. В летние каникулы 1987 года детей из деревни вывозили на оздоровление в российский город Белгород. Она тоже уехала с группой детей. Там в оздоровительном лагере встретила свою вторую половину. Свадьбу сыграли тем же летом, и она уехала к мужу в город Валуйки Белгородской области. Там обрела своё женское счастье. У неё семья, два сына и пока четыре внука. Наталья Анатольевна Романова (Цалко) с августа 1987 года по декабрь 1993 года работала учителем физики в средней школе №1 города Валуйки. Из-за болезни младшего сына была вынуждена не работать 4 года. Затем с декабря 1997 года по апрель 2000 работала лаборантом в кабинете физики. С апреля 2000 года по настоящее время работает учителем физики в средней школе №1 города Валуйки Белгородской области России.
Второй ушла из-под крыльев родителей средняя дочь, т. е. я, Валентина Анатольевна Романович (Цалко). Через два года после старшей сестры в 1984 году, окончив Острожанскую среднюю школу, я тоже уехала в Минск. После окончания пединститута в 1989 году начала свой отсчёт трудового стажа в Ударнянской средней школе. Через год меня перевели в Букчанскую среднюю школу, где и работаю учителем математики и информатики. Воплощаю в жизнь все наказы своих родителей, стараюсь быть похожей на них. Здесь в деревне мой дом, моя семья: муж и два сына.
В 1988 году окончила Острожанскую среднюю школу и младшая дочь Нина Анатольевна Руссу (Цалко). Не пройдя по конкурсу в Мозырский пединститут, она устроилась на работу воспитателем группы продлённого дня в Ударнянскую среднюю школу на замену декретного отпуска. Там она поняла, что ей надо быть учителем начальных классов. И уже в следующем 1989 году поступила в Мозырский пединститут на факультет педагогики и методики начального обучения. В 1990 году сестру перевели в Дубровскую среднюю школу. В 1991 году летом с группой детей она уехала отдыхать в село Тырново Молдовы. Там ждало её женское счастье: вышла замуж, создала семью, родила дочь. С 1996 года по 2000 год она работала учителем начальных классов Тырновской русско-молдавской средней школы. Но тяга в родные места оказалась сильнее. В 2000 году они всей семьёй переехали в родительский дом. С 2000 по 2002 годы работала учителем начальных классов в Буда-Софиевской базовой школе. С 2002 по 2013 — заместителем директора по учебной работе Буйновичской средней школы, а с 2013 года — учителем начальных классов этой школы.
Идут годы. Давно нет родителей, но отзывы о них и их работе мы слышим очень часто. Так как дорога в Убортскую Рудню и Острожанку идёт через Буйновичи, то младшая сестра часто встречает учеников родителей. Ученики не забывают их, рассказывают случаи на уроках и вообще из школьной жизни. Сегодня в годы компьютерных технологий можно «встретиться» и в интернете. На мою страницу на сайте Одноклассники заходят иногда, как мне казалось, посторонние люди. Потом они пишут мне письма. Оказывается, это ученики моих родителей. Они очень тепло отзываются о них. Цитирую одно из них. «…Если ты заметила, я много раз посещала твою страницу. Смотрю на фото и вижу знакомые глаза. Только вчера я поняла, что ты дочь моего любимого учителя — Анатолия Викторовича Цалко…» Это написала Ядвига Липская, теперь житель российского города Сургут. Разъехались ученики моих родителей по всей территории бывшего Советского Союза.
Прошло много лет. Стали взрослыми внуки — наши дети, подрастают правнуки моих родителей. Никто из внуков не выбрал себе профессию учителя. Так сложилась жизнь. Но посмотрите на этого молодого человека. Это Сергей Николаевич Романов — внук, сын старшей дочери. Он не работает учителем, он кадровый военный. Но разве профессии учителя и офицера нельзя отнести к профессии воспитания и образования молодого поколения. Второе образование его — военный психолог, что ещё больше объединяет эти профессии. У него подрастают две дочери. Так может, династия учителей Цалко не оборвётся?..
К печати подготовила Светлана ЛИПСКАЯ.